Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Особо опасный и совершенно беззащитный

Разбудил он меня ранним утром. Длинным, «пожарным» звонком. Испитый, промерзший, еле держащийся на ногах от усталости.
- Спёр что-ли? – кивнул, пропуская в квартиру, на большую торбу в его руках.
- Завтрак туриста, - сострил в ответ. – Мне бы поспать немного…
И через несколько минут уже дрых как убитый на диване.

Гуси погон не носят
За те годы, что он мотался по тюрьмам да зонам, умерли все трое его братьев. Не стало матери, друзей – товарищей. Дальние родственники, знакомые, дав раз-второй у себя переночевать,  советовали искать приют где-нибудь в другом месте.  Словом, кроме меня, хотя я ему не сват и не брат, идти Юре было некуда. Разве в «ментовку» сдаваться, проситься на нары.

Юрию Михайловичу Шилкину, главному герою фильма «Долина грёз» 3 июня стукнет 48 лет. 22 года из них, с 1985 по 2008 год, он провёл в местах не столь отдаленных. Сам Юра, впрочем, говорит, что он отсидел 26 лет, возможно, о какой-то из его судимостей я просто не знаю. Не мудрено. На его счету восемь «ходок» от полутора до пяти лет каждая. За угон автомобиля, драку, нарушение надзорного режима, грабёж.

«Откидывался» и тут же садился по новой. Личный рекорд установлен Шилкиным в 1996 году. Уже через десять дней  после пятилетней отсидки он заработал новый срок. Попался на краже гусей со двора одного из полицейских начальников.
- Ты что других не мог найти? – возмущался потом на допросах тот начальник, пошлепывая для убедительности Шилкина по голове пухлой папочкой.
- Так гуси же погон не носят, - отшучивался Юрий,  уворачиваясь от ударов.

Никто не ждал, не встречал
Вот уже почти два года особо опасный рецидивист Юрий Михайлович Шилкин не на зоне. Что можно тоже считать его личным рекордом. Так долго последние четверть века он на свободе ещё не жил.  И ещё об одном «рекорде». В апреле 2008 года Шилкин впервые был освобожден условно досрочно, все остальные сроки отсидев от звонка до звонка. Адрес, куда Шилкин должен был вернуться, в справке значится так: «Костанайская область, Карабалыкский район»…

Понятно, по столь неопределенному адресу никто Юрия не ждал, не встречал, не радовался его возвращению. Мать, братья, как уже говорилось, умерли, друзей не осталось, семью не завёл. Не обрадовались, конечно, старому знакомому и в полиции. Вместо помощи в обустройстве, посоветовали бомжу-рецидивисту держаться от райцентра подальше.  Осесть где-нибудь в глубинке и носа оттуда не высовывать.

Первым делом, не найдя под небом родины места надежнее, он закопал, чтобы не потерять, на могиле мамы документы. И перешел фактически на полулегальное положение.  Без крыши над головой, без средств к существованию. Стараясь не попадаться на глаза стражам порядка или не влипнуть в какую-нибудь новую криминальную историю.

С глаз долой
Надышавшись вдоволь воздухом  свободы, устав от беспризорности, на исходе лета 2008 года пришёл ко мне. Сказал, что намеревается перебраться в  российский городок Тутаево, к знакомому священнику. Я пообещал помочь, и, конечно, чем мог,  помог  бы. Но Юра больше не пришёл, и в поселке его не стало видно. Оказывается, по совету случайного знакомого перебрался в тургайские степи, где его пригрел, приютил, дал работу  некий добрый человек. Даже в областной центр не поленился Юрия свозить, чтобы закодировать от спиртного.
Всё  вроде стало налаживаться, но сорвался Шилкин,  и пошло-поехало по накатанной колее. В пьяном угаре, с энной суммой в кармане решил навестить Карабалык. Навестил. Наутро после  первой же попойки обнаружив синяк под глазом вместо денег  и мобильного телефона…

Помыкавшись несколько дней по району, и окончательно поняв, что никому здесь не нужен, позвонил  своему покровителю, покаялся, попросил передать деньги на обратную  дорогу. Тот разрешил вернуться, но денег не дал, сам, мол,  добывай. А как их добудешь? На работу никто не возьмёт, побоится. Сходить на дело – рисковать свободой. Попросить взаймы, кто поверит?

Жертва, а не злодей
Не знаю, какую ступень занимает Шилкин в криминальной иерархии. С его «послужным списком» наверняка не последнюю.  Только разрисованный с головы до пят татуировками, проведший полжизни в тюрьме особо опасный рецидивист Шилкин всё же больше смахивает не на отпетого бандюгана, а на уголовников – «редисок», из «Джентльменов  удачи».

Это я к тому, что, на мой взгляд, понесенная Юрой череда наказаний не соответствует тяжести совершенных им преступлений, степени причиненного  обществу вреда.  Больше всего от своих преступлений пострадал сам Юрий, а не общество или какие-то отдельные его члены. Шилкин Юрий Михайлович для меня не злодей, а  жертва нашего несовершенного общества, его репрессивной, античеловеческой по своей сути уголовно - исправительной системы.

Тюрьмы, зоны, куда  с тупой настойчивостью роботов  отправляли на исправление Шилкина, по мнению Шаламова, отсидевшего  своё в сталинских лагерях, не только не исправляют человека, а, наоборот, уничтожают его как личность. Раскольниковы среди уголовников, увы, не правило, а исключение.  Десятилетия, проведенные Юрием Михайловичем за решёткой, не исправили, не сделали его  лучше, хотя, к счастью, и не убили в нём окончательно всё человеческое.

Легче опять отправить за решётку
Шилкину, казалось бы, искупавшему каждую свою конкретную  вину каждой конкретной отсидкой, система тем не менее напоминала о прежних прегрешениях всякий раз при определении наказания за новые. Возведя, в конце концов, в  ранг рецидивиста. И Бог весть, сколько дополнительных, как рецидивисту, годиков ему эдак набежало!

Две «ходки» почти на четыре года Шилкин сделал только потому, что, по мнению специально поставленных на то милиционеров, неправильно вёл себя на воле. Не вовремя отмечался, перечил, выпивал… Зачем такой нужен? Раз подловили на нарушении режима, второй - подставили,  потом суд и тюрьма. Всё легче, чем по-настоящему помочь.

Вот и сейчас ментам легче спровадить Шилкина за решётку, чем помочь ему приспособиться к непривычной, порядком забытой жизни на воле. Благо, прицепиться к нему можно за что угодно. За перочинный ножик в кармане, например, за косой взгляд, нетвёрдую походку, дерзкое слово…Полицейские всегда  будут видеть в нём прежде всего рецидивиста, а не искупившего свою вину законопослушного гражданина.   

И разве один Шилкин такой?  Все криминально- исправительные рекорды Юрия Михайловича – ничто перед «достижением» его ровесника и подельника Владимира М. 11 судимостей, З4 года заключения… С 15 лет «исправляют», читай, уничтожают бедолагу, всё исправить не могут…

Сам виноват?
Сам  виноват, скажите. Не спорю, и Шилкина  не оправдываю. Но и не забываю, что он, как всякий другой человек, существо общественное. На вопрос: можно ли жить в обществе и быть свободным от него, (с волками жить – и по волчьи не выть ?) и попытался ответить старший брат Юрия -  Александр Михайлович Шилкин в своём фильме «Долина грёз» (читайте у нас в рубрике «Уроки истории»: «Судьба отпустила ему только 35 лет»). Кстати, 20 февраля 2010 года ему исполнилось бы 55..
- Кому не расскажу о брате, о вас, никто не верит. Не могут, мол, подобные люди знаться с такими, как я…- грустно улыбается Юрий.

А что касается несостоявшегося духовного  возрождения главного героя «Долины грёз», о котором намедни обмолвился один из наших читателей, то я бы посоветовал  не спешить с выводами. Как заметил один православный старец, процесс  духовного возрождения не  путь побед, а  путь поражений. Ибо разум этого мира – всего лишь безумие перед Богом.

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2010-02-11

Просмотров: 1497

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Berlusconey
Дата: 2010-03-22

Отвечу... Не смотря на некоторый пафос статьи образ гусекрада не очень гармонирует с идеей его духовного возрождения, скорее приходят ассоциации с известным героем романа Ильфа и Петрова. Божий промысел здесь видится в другом. 20 лет тому назад в фильме брата Юре пророчат скорый уход из жизни (эпизод в кабаке) по причине плохого здоровья, подорванного за годы, проведённые в местах заключения. Ирония судьбы в том, что главный герой фильма впоследствии сделал ещё как минимум три ходки и при этом чудесным образом пережил двух старших и младшего братьев, которые не связали свою судьбу с зоной. На вопрос о том, дожил бы герой фильма до 48 лет, если бы его лагерная «карьера» закончилась в 1990г, однозначно ответить трудно. В эпоху безвременья жизнь на воле сводит в мир иной заблудшие души в большем количестве, чем арестантское бытие. На мой взгляд, братья выросли в среде, которую можно назвать словами бедность и гордыня. У подобных людей сильное природное начало – они живут страстями, порывами. Одним из таких порывов и был фильм «Долина грёз» - без глубокого осмысления темы и даже без реального духовно возродившегося героя. Если бы образу «откинувшегося» зека сопутствовало раскрытие характеров его ныне ушедших братьев, один из которых в подпитии бил себя в грудь и кричал «Я русский режиссёр!» а другой гонялся с топором за своей возлюбленной, фильм бы получился более содержательным, а не таким сусально-лубочным. После того как сняли кино о зеке, якобы нашедшим дорогу к храму, господь отправляет нераскаявшегося героя мотать новые круги ада и при этом дарует ему жизнь. Вопрос: для чего дарует? Чтобы страдать не только за себя, но и за других? Чтобы дать шанс на действительное а не мнимое внутреннее преображение? Впрочем, это тема совсем другого фильма.

Комментарий добавил: Wimax
Дата: 2010-03-26

Характеристики Ваши точны, во многом справедливы. Чувствуется, что неплохо знали всех братьев, самого Сашу. Дай Бог, ещё поговорим на эту тему. Спасибо и заглядывайте.