История «поганки» ценою в четыре миллиона рублей и одну человеческую жизнь История, говорят, повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. Очень бы хотелось, чтобы история с централизованной поселковой канализацией и завершилась бы так же, как начиналась. Фарсом. Хотя была уже и трагедия. Но по порядку.
«Поганка» или «долгожданная стройка»?
Летом 1988 года районные власти объявили о начале строительства в Комсомольце централизованной поселковой канализации. Целесообразность этого строительства ни у кого не вызывала сомнений. Стремительно развивающийся райцентр буквально тонул в производственно-бытовых нечистотах. Сомнение вызывало лишь место, выбранное для пруда - накопителя жидких нечистот: крупный овраг на том берегу реки в 1200 метрах от посёлка.
Не очень выбирая выражений («мина замедленного действия», «поганка»), выступил против проекта в областной газете, написал К.Д. Демисеновой, безраздельно хозяйничавшей тогда в районе. В конце - концов услышали. Даже пригласили на «круглый стол» с участием авторов проекта, подрядчика, «всех кто прямо или косвенно имел отношение к строительству». Но говорить мне, понятно, не дали. Кто такой? Что он понимает?
Зато соловьями разливались: главный инженер проекта Владимир Гугович Бельц, представители подрядчика, председатель райисполкома В. И. Поддубный. Под их напором сдавали одну позицию за другой поначалу полностью разделявшие моё мнение о принципиальной невозможности размещения «поганки» на берегах реки архитектор района Е. В. Семёнов и главный санитарный врач В. Я. Герман.
Ну а отчёт о встрече под заглавием «Долгожданная стройка» написал редактор районки Г.В. Кригер, с которым в ту пору мы всё больше и больше расходились во взглядах на «перестроечные процессы». Его же перу принадлежал появившийся две недели спустя репортаж с места строительства – «Во имя и для человека». Что это были за материалы, можно судить уже по их названиям.
Экспериментальный кот в мешке
Как и следовало ожидать, Комсомолец стал первым райцентром Казахстана, замахнувшимся на создание единой канализационной системы (КС). Некий институт «Казгипрокоммунстрой» предлагал нам по существу экспериментальный проект, кота в мешке. Согласно ему, должны были быть сооружены: во-первых, станция, перекачивающая нечистоты; во-вторых, очистные сооружения полной биологической очистки; в-третьих, пруд-накопитель обезвреженных нечистот, рассчитанный на один год регулирования стоков.
Механизм функционирования системы был прост. Переброшенная в накопитель очищенная «дармовая вода» затем сбрасывалась, но не в речку, а на специально выделенные для этих целей поля орошения. Дождевальными установками. Для сброса очищенных нечистот непосредственно в реку требовалась их доочистка на специальной фильтровальной станции, а денег на её сооружение в бюджете не нашлось. Вот и выломали в очередной раз руки птицефабрике и совхозу, заставив сброситься на миллион, необходимый для обустройства полей орошения, которые этим хозяйствам были нужны не больше, чем мёртвому припарка.
Интересно, что о строительстве разводящих канализационных сетей вообще не шло речи. Не был предусмотрен сброс в КС и промышленных отходов. И Тогузакский механический завод, и молзавод, и птицефабрика, вбухавшие, кстати, немалые денежки в осуществление проекта, должны были до ввода КС в эксплуатацию построить ещё и свои собственные локальные очистные сооружения. Для доочистки отходов производств от специфических и смертельно опасных примесей.
Старательные старатели
Вся «долгожданная стройка во имя и для человека» осенью 1988 – весной 1989 года свелась фактически к оборудованию пруда-накопителя емкостью 2 миллиона кубических метров. В ложе и тело плотины, отгородившей лог от реки, было заложено около 350 тысяч кубометров грунта (примерно годовой объём производства Надеждинского шебзавода). Высота плотины 18 метров, ширина основания – 150 метров. Цена – 3,8 миллиона рублей.
Строила накопитель явно левая старательская артель «Степная» объединения «Южуралзолото», и строила ударными темпами. Вместо 17 месяцев, предусмотренных проектом, она уложилась в три – четыре. Вот как со свойственным ему пафосом расписывал залётных трудяг редактор районки: «Артель «Степная» - мощный подрядный коллектив. Взяли в аренду экскаваторы, бульдозеры, автомобили и заставили их работать с такой отдачей, о которой не помышляли даже конструкторы этих машин. Техника и люди работают круглосуточно. Без выходных и праздников. Соответственно и заработок».
Подзаработав на подброшенном районными властями «Эльдорадо», старатели убрались восвояси. О деле их рук в бурной стремнине тех дней постепенно стали забывать. Чтобы уже недобрым словом помянуть в начале 90-х, когда на склонах обустроенного под «поганку» оврага погиб мальчишка - восьмиклассник. Катаясь на лыжах, попал под снежную лавину… Трагедия потрясла посёлок.
Реанимируют «поганку»?
И вот опять заговорили о строительстве централизованной канализационной системы. Опять, на сей раз без разглашения лишних подробностей, нам обещают «долгожданную стройку во имя и для человека». Называют хорошенькую денежную сумму, которая пойдёт на неё. Не видя, не замечая, что райцентр наш уже не прежний амбициозный, растущий на глазах посёлок городского типа, а всего лишь то, что от былого ПГТ осталось – село, деревня. И канализировать с таким размахом тут по сути больше нечего. А коль появились деньги, то не лучше ли было их потратить на строительство бассейна или дворца спорта, на создание надежной коммунальной службы, наконец.
По новому-старому проекту КС нечистоты скорее всего будут сбрасываться в старательскую «поганку», а оттуда – в Тогузак, грозя превратить многострадальную нашу речушку в свой придаток. Автор: Владимир Иванов Дата: 2009-12-04 Просмотров: 1050 |