Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Надежды нового века: культура и религия

1. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ. САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Общие замечания. Наш район является родиной ряда известных деятелей культуры и искусства. Отцом казахской журналистики называют Мухамеджана Сералина. В истоков казахстанского театра и кино стояли народные артисты Казахской ССР Серке Кожамкулов и Капан Уралович Бадыров. В Ново-Троицке прошли ранние детские годы народного писателя Казахстана Ивана Павловича Щеголихина и заслуженного деятеля Казахстана, известного художника Марата Туксаитова.
Родом из Кособы дирижёр Государственного симфонического оркестра имени Курмангазы Мусрепов. Родилась в Бурлях, выросла в Комсомольце заслуженная артистка России Светлана Викторовна Письмиченко. Единственным своим фильмом «Долина грёз» остался в истории советского кино уроженец Комсомольца Александр Михайлович Шилкин, ушедший из жизни в самом расцвете сил и таланта.
Общим для всех  звездных земляков является  то, что пробивали они себе дорогу самостоятельно и за пределами района. Достигнув «степеней известных», не очень с нами роднились. Да и наше внимание к ним в основном было и остаётся не больше, чем данью вежливости. К тому же отдаваться эта «дань» по-настоящему началась  не более четверти века тому назад.
В самом районе культуре  отводилась второстепенная, сервисная, обслуживающая роль. И держалась она в основном на трёх китах:  библиотечной системе, киносети и художественной самодеятельности в домах культуры и клубах работ. Слой районных традиций,  исторической памяти – очень тонок, и вряд ли он устоит под ветрами будущих дней, если мы по-настоящему не озаботимся  его сохранением и приумножением.   

База и  кадры  учреждений культуры. К началу 90-х годов сетью культурно-просветительных учреждений были охвачены  все населенные пункты района. «Трудящиеся района обслуживаются 40 клубными учреждениями государственной сети на 5142 посадочных места, 15 домами культуры профсоюзной сети на 5500 мест, в районе 123 библиотеки всех ведомств»,- отмечала в районной газете 1 марта 1988 года заведующая районным отделом культуры Ж.М. Альмуханбетова.
В течение 70-80-х годов чуть ли не ежегодно в районе открывался новый клуб, дом культуры, библиотека. Но строились они, как правило, мучительно долго и сдавались  с массой недоделок. В большинстве из них постоянно возникали проблемы с отоплением, водопроводом, а отсутствие внутренних туалетов вообще воспринималось как должное. Что уж говорить о сёлах, если  строительство районного Дома культуры продолжалось почти десять лет, а настоящее тепло пришло в его стены лишь в новом веке после  подключения к газовой котельной.
Часто строили, лишь бы отчитаться об очередном «соцкультобъекте», на один день, не задумываясь  о таких категориях, как целесообразность, востребованность, рентабельность. Например, богатая птицефабрика отгрохала к 70-летию Октябрьской революции в Гурьяновке Дом культуры на 400 мест, где свободно могло поместиться всё взрослое население села, расположенного к тому же под боком райцентра. А в Смирновке с её трехтысячным населением к совхозному ДК прибавился ещё и заводской. Хотя проще и дешевле было бы, скооперировавшись, построить и содержать сообща один.
При этом комсомольская поселковая библиотека, чьи работники, вот уж точно, не сидели без дела, даже став центральной районной, никогда, ни одного дня не имела собственного типового помещения. Не имеет его, кстати, и  сейчас. Вся её история – история кочевок с одних мало подходящих помещений  в другие.
Лишь четыре здания сельских клубов были построены по типовым проектам: Сарыкульский, Тасты-Узекский, Батмановский, Песчаный. Остальные размещались в приспособленных, построенных за счёт жилья помещениях. Урнекский и Талапкерский клубы постоянно пребывали в  аварийном состоянии. Вовсе не было клубов в Фадеевке, Борисовке, на станции Кайрак .
Не повышала эффективности работы учреждений культуры их ведомственная разобщенность. Например, дома культуры на центральных усадьбах совхозов принадлежали профсоюзам, клубы на отделениях – государству, а киноустановками командовал вполне автономный районный совет по кино.
Слабой, даже в лучшие годы, была материально-техническая база учреждений культуры. Не хватало современных музыкальных инструментов и аппаратуры, одежды сцен, сценических костюмов, мебели, оборудования. Несмотря на предпринимаемые усилия, не был решен и кадровый вопрос. Знающими, опытными, дипломированными специалистами, да  и то  не в полном объеме,  были укомплектованы лишь  киноустановки и библиотеки райцентра и центральных усадеб. Как правило, подолгу не задерживались в клубах и домах культуры художественные руководители и сами директоры, библиотекари на отделениях.  Среди культработников всегда была масса случайных, временных, некомпетентных людей. Так в 1986 году из 30 заведующих клубами только трое имели специальное образование. Все советские годы по сути проходной была и должность заведующего отделом культуры при райисполкоме.  
В результате «оптимизации» второй половины 90-х годов к 1999 году за счёт  районного бюджета содержалось лишь две библиотеки и РДК. В  ряде крупных  населенных пунктов, например, в Славянке, Кособе, Бурлях, не говоря уже об отделенческих посёлках,  учреждения культуры были разрушены, в большинстве других отрезаны от тепла и света. Без работы остались десятки культработников. Далеко не все новые хозяева и далеко не сразу  протянули им руку помощи.
Сохранили в полном объеме оплату труда культработникам, обеспечили их необходимыми условиями для полноценной деятельности руководители опытной станции, ТОО «Станционное» и сменившего его ТОО «Агро-Торо». Все трудные годы продолжала теплиться жизнь в Сарыкольском, Веренском, Тогузакском, Есенкольском, Михайловском очагах культуры, большинстве библиотек района.  Именно с них и началось постепенное возрождение порушенного. В 2000-м году районный бюджет взял на себя  содержание 9 библиотек, в 2001-м – 16, и в 2008-м – 33. В 2003-м году вернулась в РДК центральная районная библиотека. Заметно уютнее и комфортнее стало в детской библиотеке, разместившейся в помещении поселкового акимата.
Немало бюджетных и привлеченных средств за последние годы было потрачено на восстановление сельских клубов и домов культуры в Победе, Магнае, Смирновке, Тогузаке, Михайловке, Терентьевке, Саманах. 15 миллионов тенге из областного и районного бюджетов было потрачено на ремонт РДК, в результате которого его помещения приобрели  вполне современный вид.

Клубная работа.  Основное содержание  работы клубных учреждений района составляла и составляет художественная самодеятельность как особая форма народного творчества во всех его проявлениях. Качество её целиком зависело как от таланта и энергии организатора – руководителя, так и от увлеченности, заинтересованности в творческих занятиях  самих участников. Когда руководитель и участники единомышленники, им многое по силам. В силу этих причин нередко жизнь била ключом в неказистых  сельских клубах и еле-еле теплилась в больших и красивых домах культуры.
Фору многим и многим  могли дать коллективы художественной самодеятельности Октябрьского, Надеждинского, Веренского, Тасты-Узекского сельских клубов, Тогузакского ДК, когда их возглавляли, соответственно, М.И. Капелько, В.И. Федотова, Т.Ф. Ковалик, О.Ш. Абдуллин, О. Е. Бухальский. Талантливыми организаторами художественной самодеятельности, прежде всего, хоровых коллективов и вокально-инструментальных ансамблей,  подлинными лидерами проявили себя  Геннадий Петрович Каргапольцев и Геннадий Александрович Чепрасов.
О размахе  художественной самодеятельности в пору  расцвета района  неплохо говорят цифры, приведенные Ж.М. Альмуханбетовой в упоминавшемся выше выступлении в газете: « в фестивале народного творчества, посвященном 70-летию Великого Октября, приняло участие более 3600 человек, 20 хоровых, 15 танцевальных, 6 драматических, 7 вокально-инструментальных, 6 оркестров народных инструментов из 31 дома культуры и сельских клубов»
В целом этим цифрам можно доверять. Другое дело, что состояние художественной самодеятельности далеко не везде и не всегда было на «отлично». В том же выступлении Альмуханбетова относит к категории выступивших «лишь бы как», то есть ниже своих возможностей, коллективы ДК Смирновского, Михайловского, Урнекского и Боскольского совхозов. Вовсе не приняли участие в смотре, напомню, посвященном юбилейной дате Страны Советов, ДК Карабалыкского, Есенкольского, Станционного совхозов, подавляющего большинства отделенческих клубов.
Лишь несколькими разовыми мероприятиями в райцентре и на местах отметились создававшиеся в середине 80-х во исполнение решения ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» так называемые культурно-спортивные комплексы.  Крайне нестабильна была активно насаждаемая во второй половине 80-х годов работа клубов по интересам.   Держались они в основном на инициативных, толковых руководителях. Костяк их, как правило, составляли люди, связанные меж собой дружбой, работой, общими интересами и увлечениями.
В «Хозяюшке» Берликского сельского клуба, например, тон задавала  группа отделенческих доярок:  Нина Юсупова, Тамара Васильева, Нина Вознюк, Валентина Дуля, Людмила Фефелова, Бахыткуль Мурзахметова, Лидия Михайловна Набатова со своим, так сказать, идейным вдохновителем – библиотекарем Раисой Ивановной Курченко. К клубу они пришли через общее увлечение народной песней. И заявили о себе сначала прекрасным хором. Хотя даже завалящей гармошки в клуб  не было. Выручил знаменитый наш слепой музыкант Борис Витальевич Пермяков со своим собственным баяном. Удивительный  этот человек тонко чувствовал и понимал музыку, готов был прийти на помощь любому, и по первому зову. (Кстати, в Тогузаке жил-был ещё один   известный слепой музыкант – Владимир Миронович Гевел, к услугам которого тоже нередко обращались местные самодеятельные артисты, работники районного пионерского лагеря «Орлёнок»). 
А какие  шествия-карнавалы устраивала «Хозяюшка» в Победе накануне новогодних праздников! Красочная процессия во главе с Дедом Морозом и Снегурочкой обходила  все поселковые «улочки – закоулочки», подмечая и хорошее, и плохое на своём пути, чтобы озвучить потом свои впечатления хлёсткой частушкой на новогоднем вечере.
Живой, неформальной работой отличалась работа женского клуба «Родничок» Ново -Троицкого Дома культуры, возглавляемого Верой Ивановной Ивановой. «Фишкой» его были внедрение так называемой новой обрядности: торжественных проводов на пенсию, в армию,   торжественных регистраций браков и получения паспортов. Неплохо контактировал «Родничок» с руководством, партийной и профсоюзной организацией совхоза, в чем немалая заслуга жён директора и секретаря парткома, одних из главных заводил клуба.
Ахиллесовой пятой учреждений культуры по причине постоянной нехватки руководителей была да и остаётся кружковая работа. Пожалуй, абсолютный рекорд долгожительства здесь принадлежит хореографическому ансамблю «Ассоль» РДК, которым с 1991 года руководит Оксана Георгиевна Походий.  Этот коллектив единственный в районе носит звание народного.
Современное состояние клубной работы. Мало изменилось содержание работы учреждений культуры и в наши дни. Основной упор по-прежнему делается на смотры художественной самодеятельности и различные конкурсы. С начала нового века  проводятся фестиваль казахской народной песни и конкурс «Играй, гармонь любимая», день юмора и шутки «Уморина» в райцентре. Самодеятельные артисты  регулярно дают концерты в честь государственных праздников. Ярко и красочно как на местах, так и в райцентре проходит Наурыз. По – настоящему массовыми и зрелищными получились мероприятия, посвященные 75-летию и 80-летию района.
Наибольшей популярностью у населения пользуются ансамбль «Русская песня» (Л.П. Кукушкина), молодежный танцевальный коллектив «Техно-Дэнс» и ансамбль баянистов РДК, женская вокальная группа Побединского сельского Дома культуры, ансамбли «Станичники» и «Хуторянка» Михайловского и Тогузакского Домов культуры. По- прежнему на высоте «Ассоль» О.Г. Походий.
Ансамбль «Забытые мелодии» под началом директора школы искусств Сергея Дмитриевича Лысоченко   в 2008 году принял участие во Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни «Надежда», проводившемся в Челябинске. И в этом же году успешно выступил на Международном фестивале русской песни «Жемчужная россыпь» в г. Лисаковске.  Кстати, С.Д. Лысоченко, как и О.Г. Походий, лауреат премии областного клуба меценатов.
Хорошо заявили о себе выпускники Костанайского педагогического колледжа К. Абилов, Ж. Минайдар, Е. Балесов. Они не только создали вокальное трио «Омир», но и стали активными пропагандистами  казахского народного музыкального творчества. Энергично, творчески исполняют свои обязанности:  Н.В. Ушаков , Л.Г Подолян, В.С. Снигурская, В.Н. Евтухова, М.М. Дейнегин, Л.Р. Крамер.
Библиотечное дело. Ядром учреждений культуры района несомненно являются библиотеки. Начинались они, скорее всего, с изб-читален в наиболее развитых населенных пунктах, при МТС и первых совхозах в годы коллективизации, а также с книжных собраний первых школ. Так предтечей одной из старейших библиотек района – Бурлинской была  колхозная изба-читальня, долго располагавшаяся в неказистой саманной землянке. 
К 90-м годам прошлого века в районе имелось  123 библиотеки всех ведомств. Точных данных о  суммарном  книжном  фонде нет, но есть все основания предполагать, что в распоряжении жителей района было не менее одного миллиона экземпляров. Ведь только на полках 65 библиотек района, объединённых в 1979 году в единую централизованную систему, стояло почти 600 тысяч экземпляров книг. Причем, по крайней мере, в первой половине 80-х годов  в район  ежегодно поступало до 80 тысяч книг ежегодно, а  в читальных залах  можно было найти практически всю центральную периодику, выходившую в СССР.
«На протяжении всей одиннадцатой пятилетки районная библиотечная система, руководит которой В. М. Чабанова, прочно удерживала ведущие позиции  в областном социалистическом соревновании », - писал в мае 1986 года районке   С. Г. Вишниченко, возглавлявший тогда отдел культуры.  Не забыв, впрочем, пожурить библиотечных работников за «недостаточный охват населения библиотечной книгой, который  составляет 59 процентов, когда у федоровчан читателями являются 70 процентов». Через два года его преемница Ж.М. Альмуханбетова предъявила библиотекам ещё более серьёзные претензии: невыполнение социалистических обязательств по посещениям, читаемости, и, «что особо тревожно, по книговыдаче».
Совет, конечно, весьма спорный. К книгам, «устаревшим по содержанию», легко можно при желании отнести всю классику. Число читателей в перестроечное время стремительно уменьшалось отнюдь не из-за нерасторопности библиотечных работников, а потому, что они не находили в библиотеках то, чего искали. А именно – произведений авторов, некогда признанных советской властью недостойными внимания широкой читательской аудитории и изъятых из библиотек по идеологическим причинам и возвращенных из небытия перестройкой.
Подобная же картина наблюдается и сейчас. Библиотекарям опять советуют освобождаться от книг «устаревшего содержания». Хотя и  без того книжный фонд уменьшился почти вдвое и составлял на 1 января 2009 года около 314 тысяч экземпляров. При этом ежегодно пополняется он  в среднем за год всего на 3 – 3,5 тысячи экземпляров книг, да к тому же  в основном на казахском языке. Если в последние советские годы  библиотечной системой выписывалось 104-е наименования периодических изданий, то теперь – всего 43-х наименований, из них российских изданий, пользующихся наибольшей популярностью – лишь семь.
Примерно, восемь из десяти читателей, или, как сейчас их называют, пользователей библиотеки берут разный литературный ширпотреб: детективы, любовные  истории. Всё меньше в библиотеках молодёжи, школьников. Основной контингент читателей-пользователей сегодня составляют люди, которым или недоступны Интернет со спутниковым телевидением, или претит само общение с ними. Причем, как заметила библиотекарь с 30-летним стажем Т. А. Хилай, чем меньше у людей работы, тем больше времени они отдают посещениям библиотеки. В 1993 - 1998 годах, по её подсчётам, число читателей увеличилось примерно на 40%.
Кстати, старшая сестра Татьяны Алексеевны заслуженный работник культуры Валентина Алексеевна Ким  двенадцать лет, с 1965 по 1977 год возглавляла районную библиотеку. Затем её перевели директором областной библиотеки имени Толстого, где она и проработала до 2005 года. Такая вот добрая преемственность.
Немало сделано для развития библиотечного дела В.М. Чабановой, сменившей Ким и проработавшей директором централизованной системы вплоть до 1994, когда её избрали  секретарем нового органа власти - районного маслихата – собрания. Шесть лет отдала Вера Максимовна этой хлопотной должности. «Всю жизнь прожила в Карабалыке и для Карабалыка», - так емко и точно оценила она сама себя.
В.М. Чабанова приняла активное участие в сборе материалов для книги «Наш отчий край Карабалык», в которой достаточно полно поведала о своих коллегах. Так что нет смысла повторяться. Заметим лишь, что и сегодня тон в библиотечном деле задают библиотекари советской школы.
Самое доступное искусство. Без всякого преувеличения можно сказать, что многие годы и многие годы особое место в культурной жизни района занимало кино, названное В.И. Лениным на заре советской власти «важнейшим искусством». Об этом лишний раз свидетельствует тот факт, что в 1965 году киносеть была выведена из состава отдела культуры и передана специально созданному районному совету по кино. Почти три десятилетия возглавлял его Виктор Антонович Письмиченко, для которого кино поистине было делом жизни. Коллектив киномехаников, созданный Письмиченко, считался одним из лучших в области, и работал он слаженно и результативно.
К началу 90-х годов киноустановки имелись практически во всех населенных пунктах района, а в райцентре кинофильмы демонстрировались в домах культуры Казахстанского совхоза-техникума, птицефабрики и специализированном кинотеатре «Рассвет». В последнем шло до шести сеансов в день, из них треть – детских.  Цены в кино на местах и  в райцентре были одинаково доступны для всех.
У билетных касс «Рассвета», который возглавлял Павел Павлович  Брейнерт,  нередко можно было увидеть длинные очереди. Ведь его репертуар ни в чём уступал репертуарам городских кинотеатров. А вот в сельской киносети с репертуаром были серьёзные проблемы. На центральных усадьбах и особенно на отделениях, нередко демонстрировались не  то, что  старые, а очень старые фильмы. К тому же ветхие ленты к возмущению зрителей нередко  дело рвались посреди сеанса. Да и сам кинозалы своим оснащением, дизайном часто не выдерживали никакой критики. 
Не отвечающее современным запросам качество прокатных лент, несовершенство демонстрационного оборудования, низкий уровень рекламы, вкупе с мощным наступлением телевидения и видеотехники – вот основные и вполне объективные причины того, что «самое доступное искусство» с середины 90-х годов прошлого века  оказалось за бортом культурной жизни. Не задержались и тщившиеся заменить кинозалы видеосалоны.
С 2003 года в ТРК «Статуслэнд»  действует ДВД-кинотеатр на 50 мест, в котором демонстрируются практически все лучшие зарубежные фильмы. Не первых  порах сеансы  здесь (до шести в день) собирали до полутысячи человек в неделю. Но по мере того, как широким слоям населения становилась всё более доступной современная теле-видео-техника, количество зрителей в единственном кинотеатре района  пошло на убыль.
Музей от Брегеды. Михайловская церковь только чудом избежала участи разрушенных перед войной 1941-1945 годов православных храмов в Надеждинке и Веренке.  Долгие годы  в ней размещались то склады, то общежитие. Наконец в 1979 – 1980 годах, по инициативе первого секретаря Комсомольского райкома партии А.В. Федякина и директора Михайловского совхоза Ф. Я. Штольца, специалистами из Киева и Ленинграда, были произведены реставрация внутренней росписи стен, ряд других восстановительных работ.
А потом четыре года на её дверях висели замки, пока в 1984 году Я. Д. Брегеда, работавший  учителем истории в  местной школе, не взялся за организацию в  стенах церкви музея.  По всему району кропотливо и настойчиво собирал Яков Дмитриевич экспонаты для будущих экспозиций. Немало усилий понадобилось энтузиасту, чтобы его музей получил официальное призвание. Наконец 1 марта 1988 года он получил статус этнографического отдела областного музея, а сам Брегеда - должность старшего научного сотрудника.
Но уже 31 августа 1992 года ему указали на выход. Храм был возвращен православной церкви, а музей перебрался в совхозный Дом культуры, где и находился до 1997 года. А когда оставаться в стенах фактически оказавшегося никому не нужного очага  культуры было больше невозможно, экспозиции музея перенесли в актовый зал Михайловской средней школы, в котором они и пребывали до весны 2004 года. За 16 лет существования музея в Михайловке общее количество его посетителей составило почти 30 тысяч человек.
Весной 2004 года решением акима района этот поистине народный музей был переведён в Карабалык, где ему были выделены помещения на втором этаже  районного  Дома культуры. Получил приглашение перебраться в райцентр и сам Я.Д. Брегеда, но  отказался. Решение о переводе музея вызвало неоднозначные отклики у населения, немалый резонанс в средствах массовой информации. Но обошлось без крайностей.
С 2005 года музей  называется ГУ «Карабалыкский историко-краеведческий музей  департамента культуры Костанайской области». Содержится музей за счёт областного бюджета. В его штате, вместе с техничкой и бухгалтером,  6 человек. Возглавляет коллектив  Айслу Кабдрахманова. Сегодня в музее около 1400 экспонатов. Открылись залы флоры и фауны; панорамы караванного пути; экспозиции, посвященные жизни и творческому пути М. Сералина, К. Бадырова, С. Кожамкулова.
Коллектив музея живо откликается на все исторические события, памятные и юбилейные даты. Здесь проходят встречи с ветеранами и молодежью. Продолжается сбор материалов. Жители района сами не прочь поделиться с музеем семейными реликвиями, находками. Так недавно передал музею сосуд эпохи бронзы житель Приречного Г. Т. Тасмухамбетов. Особенно популярен музей у гостей и детей. За год его посещает около полутора тысяч человек.

Школа искусств. Карабалыкская детская школа искусств в  статусе музыкальной школы была открыта в сентябре 1972 года в нескольких помещениях барака бывшей конторы совхоза на улице Ленина. Первым её директором был Геннадий Петрович Каргапольцев, первыми преподавателями: Г.В. Видюк, А.Г. Кочурова, Л.М. Степаненко.
В 1981 году школа, заметно пополнившаяся  педагогами и учащимися, перебралась в типовое здание. Она имела свой интернат на двадцать мест и филиалы в Научном и Смирновке. Из ряда других населенных пунктов был организован подвоз ребят  занятия автобусами, которые специально выделялись для этих целей  хозяйствами. Но были и проблемы. Из года в год не обеспечивался температурный режим в помещениях, не задерживались молодые преподаватели, в штатном расписании не было дворника, вахтера, лаборантов. «Школу буквально лихорадит постоянная неуплата многими родителями средств за обучение детей… Общая задолженность родителей составляет 5300 рублей, а это два некупленных рояля, оркестр народных инструментов и многое другое, что необходимо для полноценной жизни детей», - отмечал директор школы Г.П. Каргапольцев («ЗК», 19 мая 1990 г.).
В 1997 году школа была «оптимизирована». Небольшой коллектив, который в?? году возглавил Сергей Дмитриевич Лысоченко, был вынужден перейти на самоокупаемость. Благодаря этому, занятия в школе не прекращались и в самые трудные годы, а вот её здание перешло в руки частного лица. И когда в начале нового века речь зашла о возвращении здания школы, тот сделать это категорически отказался. Даже за немалые деньги. Хорошо хоть не успели развалить здание кинотеатра. К осени 2006 году оно было капитально отремонтировано, и школа справила очередное новоселье.
За годы её существования школу окончил около 700 человек, каждый шестой из них после получения специального образования работает по профессии, основы которой были приобретены в ДШИ.
Контингент учащихся на 1 сентября 2009 года ? человек, преподавателей -. Имеются девять отделений: фортепиано, баян, гитара, домбра, духовые и ударные инструменты, изобразительное искусство, хореография, аккордеон, балалайка. Среди преподавателей и учащихся немало участников и лауреатов престижных областных, республиканских, международных конкурсов.
Учит детвору искусству игры на баяне и Г.А. Чепрасов, результативности педагогического мастерства которого можно только по-доброму позавидовать. Дело в том, что костяк нынешнего коллектива школы искусств составляют бывшие участники детского вокально-инструментального ансамбля «Пионер», созданного Чепрасовым ещё в 1975 году. Мало того, рядом с бывшими «пионерами»: Еленой и  Сергеем Лысоченко, Сергеем и Светланой Левицкими трудятся и дочери Юлия и Лилия.

Продолжение следует...

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2009-10-11

Просмотров: 1856