Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Ономастическая трагедия Уральска

За годы независимости Казахстан буквально накрыла волна переименований. Не счесть, наверное,  сколько населенных пунктов, городских и поселковых улиц лишились за это время своих первозданных имён-названий.      
             Но всех, пожалуй, переплюнули в славном  городе Уральске – столице Западно-Казахстанской области. Здесь  было переименовано до полутора десятка улиц, что и позволило известной уральской поэтессе Тамаре Шабарениной назвать происходящее -  «ономастической трагедией».
            И вот, судя по сообщения прессы, в бывшем Яицком городке набирает обороты второй акт названной трагедии. В ближайшее время в ЗКО планируют переименовать 59 населенных пунктов и 184 улицы.
            Вот как с месяц тому  была прокомментировал эти планы мной  по просьбе редакции газеты «Казачьи ведомости»
           
            Горе-ономастов надо разогнать. Пока весь Уральск не перессорили.
           
            Прописка у меня не уральская.
            Иногородний.
            Но стараюсь быть в курсе всего происходящего в городе моей юности. Слежу за прессой, перезваниваюсь с друзьями.  Чего скрывать, не раз уже в том, кстати,  признавался, дорог мне Уральск.
            Дороги его люди. Прежде всего, конечно, казачьего рода-племени, потомки тех, кто собственно основал  и века отстаивал  этот неповторимо яркий, шебутной городок.
            Потому так больно принял известие о грядущем пересмотре названий сразу аж 91 улицы и трёх ближних к нему населенных пунктов. На том основании, видите ли, что они не имеют документального подтверждения.
             Какая чушь! Какая  ерунда!
            В силу известного речения, получается, что не только человек без бумажки букашка, но и целые улицы. Какие, спрашивается, «метрики» требуются, к примеру, улицам Буянной, Вальково-Набережной, той же Баскачке, от которой и без того  всего-то и остался Баскачкинский переулок?
             Редкая  книжка по истории Уральска обходится без них. Они и есть Уральск.       Та пуповина, что  связывают его с Яицком городком. С историей, веками.
            Без них Уральск и не Уральск вовсе, а заурядный, безликий населенный пункт. Двухсоттысячный Иван, не помнящий родства.
            Нет документов? Так оформите, если в том назрела необходимость. Притом с тем самым  именем,  какое носит улица с основания. С первого колышка.
            Посмотрите, какие бриллианты попали в чёрный список: Ударная, Чекменная,  Ковыльная,  Конечная, Короткая, Крайняя, Лазурная, Охранная, Политическая, Привольная, Стремянная, Лиственная…
            И эту красоту менять на какой бы то ни было имярек?
            Город строится, расширяется, вот и присваивайте новым улицам имена героев нового времени. 
            А чем, спрашивается, не угодил Зачаганск? Тем, что другого такого названия не найти? Тем, что по одному ему, без всякой географической карты, определишь местонахождение поселения  – за Чаганом. То есть за рекой,  без которой, как и без Яика-Урала, седого Горыныча,  Уральск тоже и не  Уральск вовсе.
            Занесите что ли, кто ближе, ономастам тем Железнова, Савичева, Чеснокова, прочую местную классику. Просветите, пока они и сам город у вас не забрали.  Осмелев, вконец обнаглев от безнаказанности. Разберитесь, наконец, кто, какая сила, позволившая вознести на невиданную высоту один из разделов языкознания, подменить сами  его функции,   стоит за этими переименователями. Напомните, что  изначальное предназначение ономатологов (ономастов) как и ономастики в целом  – исследование имен, а не их переиначивание в угоду текущей коньюктуры. 
             Знаю, помню,  надвигающаяся волна «пересмотра» исторических названий не первая. В новом веке 132  уральских улицы  лишились  прежних названий. К 132 прибавим  91 - получится 223! Хоть в Книгу рекордов Гиннеса заявку подавай.  Как пример крайне неуважительного отношения к собственной истории.
            Ведь изменить хотя бы одно имя собственное в таком городе-музее, как Уральск,  всё равно,  что сменить экспозицию, подменить раритетный экспонат подделкой. В первую очередь это касается, конечно, примет более чем 400-летней казачьей старины. Да и советский период истории города тоже заметная страница, которую просто так, безбольно из народной памяти не вырвешь. Но пытаются, и, как видим, небезуспешно.
            Но почему? Зачем?
            Знаю, кое-кого из коренных уральцев- казаков не оставляют сомнения, что, возможно, по тем же самым причинам, по коим некогда безжалостно жестоко наказала их прадедов сама себе ономаст императрица Екатерина. Как известно, в наказание за Пугачёвщину своевольно переименовав реку Яик в Урал, а Яицкий городок в Уральск.
             Страшно, коль так. Ведь казаками теперь детей не стращают. Более того, уральские казаки признаны малым народом, их представители - в Ассамблее народов Казахстана.
            Я, признаюсь,  весьма скептически относился к подобному  статусу. Но после случившегося усомнился в своем мнении. А почему бы нет, если налицо собственная культура, быт, особый неповторимый говор.  Наконец, и гнездовище у этого народа одно-единственное на всём белом свете – Уральск  и пределы бывшего Яицкого казачьего войска.  И только ему, вместе с теми, с кем он мирно и дружно живёт века,  принадлежит право, как, в чью честь называть улицы своего города и своих станиц
            Так кому, как  не им противостоять очередной попытке поругания? Да не так, как  прежде. Преодолев комплекс неполноценности, решительно, бескомпромиссно. Не гости ведь – хозяева. Организация есть. В умных, толковых  головах недостатка тоже, думается,  нет.  Аргументов у каждой наверняка не меньше, чем у ономастов. Действуйте!

            Что касается ономастической комиссии, чем дальше, тем больше начинающей смахивать  на орган инквизиции, то не проще ли её взять и  распустить. Пока  весь Уральск не перессорила. До новой смуты не довела.

Автор: Остаюсь с Вами, Владимир Максименко

Дата: 2016-12-06

Просмотров: 912