В школах не было тетрадей, а беспризорников девать было некуда
Самая выдающаяся художественная проза не заменит прозы жизни. Самое выдающееся произведение литературы не заменит документ.
Так как сентябрь по праву модно назвать школьным месяцем - начинается Днём знания и завершается Днём учителя-, то настоящая подборка документов посвящена школе. Её проблемам и заботам военных и первых послевоенных лет. Равнодушно читать их нельзя. Сердце щемит.
1 Из справка секретаря ОК ЛКСМК Балабатыровой секретарю ОК КП(б) К. Мельникову о готовности школ к учебному 1942-1943 году 17 сентября 1942 г.
1. С сентября 1942 г. обучается 20 110 учащихся в 357 начальных классах.
2. Ремонт школ области проводился силами учителей, родителей и учащихся, закончен своевременно, за исключением некоторых школ,…
3. К школьному году школы не имеют тетради ни одной. Алма-Ата обещает, но нет транспорта, недостаточно учебников, но учиться все же можно.
4. Школы не имеют горячих завтраков. Школьные буфеты организованы не во всех школах, особенно в районах. В городских они то и есть, но обеспечение их крайне плохое: получают на ученика через ресторан по 74 булочки и то 2-3 раза в неделю – весьма неаккуратно.
5. Детских столовых ни в районах, ни в городе нет.
6. Учащиеся V-X классов (около 16 000) сейчас работают в школьных отрядах на полях, огородах. В том числе – 400 учащихся города.
7. Учебный год для учащихся V-X классов начнется с 1 октября 1942 года. В школу придут 14 716 учащихся. Всего учащихся по области должно быть более 42 000.
8. В своем большинстве, особенно учащиеся начальных классов, обувью и одеждой не обеспечены, что очень отразилось на 100 % охвате всеобуча, так, например, в колхозе им. Ворошилова Затобольского района из 32 учащихся 19 не посещают школу ввиду отсутствия обуви и одежды, в школе им. Крупской (город) 120 детей ходят босые. Стоит прийти похолоданию, так будет отсев. В школах Карасуского района подлежит обучению 1050 учащихся, обучается 753, в школах Урицкого района из 1762 учащихся обучается 1250. Максимально 50 % учащихся области нуждаются в помощи обувью и одеждой. Облторг до сих пор должной заботы не проявил по этому вопросу.
9. Топливо – это второй особо важный вопрос, который решает 100 % охват учащихся обучением. Область имеет 640 школ. Из них 344 школы заготовили топлива на 100%, но полностью не вывезли, на 50 % обеспечена заготовка в 234 школах. В остальных 62 школах заготовка не проведена и на 50 %. Большинство школ вывоз топлива не могут осуществить ввиду отсутствия транспорта, например, школа города Джетыгара имеет закупленный уголь на станции Бреды, но вывезти не могут: нет транспорта, в школах города Кустаная положение с топливом весьма серьезное. Из 3500 кубометров, отпущенных школам, вывезено только 307 – нет транспорта. Взять школу им. Крупской – подвезено только 12 кубометров, а требуется 180. Большинство школ в колхозах топливом также не обеспечены.Председатели колхозов откладывают этот вопрос на конец уборочной кампании, объясняют директорам школ, что транспорт полностью переключен на уборку урожая…. Многие правления колхозов и сельсоветов недостаточно интересуются условиями, необходимыми для учащихся. 2 Решение Кустанайского облисполкома "О приеме в школу детей семилетнего возраста от 25 января 1944 г.
В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Казахской ССР от 30 ноября 1943 года № 482, исполком областного Совета депутатов трудящихся решил:
1. Ввести по Кустанайской области с 1944/45 учебного года обязательное обучение детей семилетнего возраста в начальных, неполных средних и средних школах.
2. Обязать облоно (т. Клевцур) , исполкомы районных Советов депутатов трудящихся провести соответствующую подготовительную работу, для чего:
А) провести точный учет детей семилетнего возраста и обеспечить с начала 1944/45 учебного года полный охват детей семилетнего возраста;
Б) провести среди населения и родителей широкое разъяснение значения обязательного обучения детей семилетнего возраста.
3. В целях охвата детей семилетнего возраста обязать председателей исполкомов городских Советов и председателей исполкомов районных Советов депутатов трудящихся 15 июня 1944 года учесть и возвратить отделам народного образования все школьные помещения, занятые не по назначению.
4. Обязать облоно (т. Клевцур) :
А) к 15 марта 1944 года разработать мероприятия по обеспечению учителями младших классов школ с начала 1944/45 учебного года;
Б) к 20 марта 1944 года дать Наркомпросу заявку на учебники для 1 класса и на методическую литературу об особенностях работы с детьми семилетнего возраста.
5. Обязать облплан (т. Караванского) , облфо (т. Федорук) и облоно (т. Клевцур) предусмотреть в плане и бюджете на 1944 год расходы, связанные с обязательным обучением детей семилетнего возраста. 3 Из решения решения областной комиссии по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей Кустанайской области о мероприятиях по борьбе с беспризорностью 5 июля 1944 г.
Областная комиссия отмечает, что постановление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" от 23 января 1942 года за № 75 и постановление бюро ОК КП(б) К и исполкома облсовета "О борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей" от 4 июня 1942 г. за № 254-10 по нашей области реализуется крайне неудовлетворительно.
Районные комиссии по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей бездействуют, в результате чего по области имеется более трехсот детей, не определенных в детдома и нетрудоустроенных.
В ряде районов (Мендыгаринском, Урицком, Семиозерном и др.) трудоустроенные воспитанники детских домов живут в плохих бытовых условиях, вследствие чего имеют место побеги трудоустроенных из колхозов.
Исходя из выше изложенного, областная комиссия постановляет:
1. С 20 июля по 1 августа провести декадник, в период которого провести следующее:
А) выявить всех беспризорных детей в городах, райцентрах, на железнодорожных станциях, расположенных на территории области;
Б) выявленных детей трудоустроить на предприятиях, в колхозах и совхозах, а также разместить в детприемнике-распределителе НКВД и детдомах;
В) проверить бытовые условия трудоустроенных воспитанников в колхозах, совхозах, МТС и других предприятиях, а также патронированных и усыновленных.
Итоги проверки обсудить на заседании исполкомов райсоветов и оформить материалы для привлечения к ответственности руководителей предприятий, бездумно относящихся к трудоустроенным, а также отдельных граждан, принявших детей на усыновление или патронирование.
Г) проверить состояние работы детских комнат при отделениях милиции в пос. Федоровка, в рабочем поселке "Комсомолец", в гг. Джетыгара и Кустанай;
Д) организовать шефство колхозов, совхозов, МТС и других предприятий над детскими домами по оказанию материальной помощи им;
Е) организовать работу среди общественности города и села по оказанию материальной помощи для детей, вновь устроенных в детские дома, а также по усыновлению и патронированию;
З) организовать педпропаганду среди родителей и взрослого населения путем проведения лекций, бесед, докладов и консультаций но вопросам воспитания детей не реже одного раза в месяц;
Ж) организовать выступление работников рай (гор) оно и лучших учителей по радио, в печати по вопросам воспитания детей в семье и школе.
2. Поставить вопросы перед облисполкомом:
А) о расширении контингента детей при Пресногорьковском детдоме на 100 чел., Семиозерном – па 50 чел., Урицком – па 30 чел., Затобольском – на 50 чел., Федоровском – на 100 чел., Карабалыкском –на 20 чел., Боровском дошкольном – на 100 чел., в том числе открыть филиал для детей поляков – на 50 чел.
Б) из внерыночного фонда для обеспечения вновь прибывших детей в детдома выделить: хлопчатки на 40 тыс. рублей, 250 пар кожобувн. 250 пар валенной обуви,
И) оказать материальную помощь детприемнику НКВД в приобретении одежды, обуви, постельных принадлежностей;
Г) поставить вопрос перед Совнаркомом КССР о выделении наряда на одну лошадь для детприемника НКВД;
Д) освободить помещение детприемника, занимаемое конторой мер и весов.
3.Предоставить право райкомиссиям по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей, где имеются детдома, на месте оформлять материалы для определения беспризорных в детдома и оформленные документы высылать в облоно.
4.В связи с перегрузкой детдомов области просить СНК КССР о прекращении посылки детей в нашу область.
5.Для проведения систематической воспитательной работы среди детей детприемника НКВД и детских комнат при милиции рекомендовать ОК ЛКСМК закрепить за каждым из них комсомольские организации и установить ежедекадное дежурство комсомольцев, учителей и пионервожатых.
4 Справка секретаря Кустанайского обкома КП(б) К Л. Миронова в ЦК КП(б) К о выполнении постановления ЦК КП(б) К "О работе среди спецпереселенцев.1 сентября 1952 г. Строго секретно
Выполняя постановление ЦК КП Казахстана от 24 февраля 1951 года "О работе среди спецпереселенцев", партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации, отделы народного образования и руководители школ области провели некоторую работу по охвату обучением в школах детей спецпереселенцев, ликвидации неграмотности и малограмотности среди этого контингента населения и привлечению учителей-спецпереселенцев к педагогической работе.
1. По обучению детей спецпереселенцев
В 1951/52 учебном году было охвачено обучением в школах всеобуча 13 386 детей спецпереселенцев из 15 640 человек, подлежащих обязательному обучению в школах.
Однако, в прошлом учебном году 2955 детей спецпереселенцев не было охвачено обучением, из которых 1566 человек – дети чечено-ингушского населения.
В течение 1951/52 учебного года из числа детей-переростков (немцев, чеченцев и ингушей , не охваченных обучением в школах, было направлено в ремесленные училища, на различные курсы, трудоустроено в промышленности и сельском хозяйстве 1550 человек. Кроме этого, 30 детей спецпереселенцев, окончивших в 1951/52 учебном году семилетние и средние школы, поступило учиться в средние и высшие специальные учебные заведения.
В целях более полного охвата обучением в школах детей спецпереселенцев в текущем учебном году со стороны партийных и советских организаций области было принято ряд дополнительных мер по тщательному учету детей школьного возраста из этого контингента населения и созданию им необходимых условий для учебы. Из фондов всеобуча, созданных при большинстве школ области, была оказана материальная помощь для приобретения одежды и обуви 520 учащимся-спецпереселенцам, родители которых не в состоянии были полностью обеспечить одеждой и обувью своих детей-учащихся. На полное или частичное государственное обеспечение было принято в бюджетные и общественные интернаты 45 детей-спецпереселенцев.
Кроме этого, в 12 детских домах воспитываются 304 детей-сирот, из которых немцев -150, чеченцев – 89 и ингушей – 65 человек. В бюджетных и ведомственных детских домах содержится 65 детей спецпереселенцев дошкольного возраста.
В 14 населенных пунктах, где основное население составляют спецпереселенцы-немцы, организовано и работает 6 начальных и 8 семилетних школ, в которых обучаются на русском языке только дети спецпереселенцев-немцев в количестве 1732 человека.
Организованы и работают также два отдельных класса с количеством учащихся 45 человек при начальных школах для детей чечено-ингушского населения, занятия в которых проводятся на русском языке. Такие школы и группы организованы и работают в Введенском, Федоровском, Кустанайском Тарановском, Пешковском и Орджоникидзевском районах.
Приняты меры к подвозу детей спецпереселенцев к отдаленным школам в зимний период. Случаев отказа в приеме в школы детей спецпереселенцев не было.
Все это позволило в текущем году охватить обучением в школах всеобуча 13 197 детей спецпереселенцев из 13 947 человек, подлежащих обязательному семилетнему обучению. Наибольшее количество детей спецпереселенцев сосредоточено в школах Карабалыкского района, где обучается 1424 человека, Федоровского района, где обучается 1476 человек, Тарановского района, в школах которого обучается 1693 человека.
Однако, и в текущем году в школах области не обучается 750 детей-спецпереселенцев, из которых 212 человек – без уважительных причин. Не посещают школу, главным образом, девочки-ингушки и чеченки, среди родителей которых все еще очень живучи религиозные и феодальные пережитки в отношении к женщине.
В селе Костычёвка Федоровского района родительница Хамхоева – ингушка, наотрез отказалась послать свою 14-летнюю дочь, окончившую начальную школу, в 5 класс по соображениям религиозно-родовых предрассудков. Аналогичные факты имеют место в селе Щербиновка Тарановского района, где не обучается в семилетней школе 9 девочек – чеченок и ингушек, а также в селе Степановка Мендыгаринского района, где в семилетней школе не обучается 5 детей спецпереселенцев.
Принимаются дополнительные меры к охвату обучением в школах детей спецпереселенцев и недопущению отсева их из школ в течение учебного года без уважительных причин. Это позволило в течение первой четверти доохватить учебой в школах 78 детей-спецпереселенцев.
Большинство учащихся-спецпереселенцев строго выполняют "Правила поведения для учащихся", активно участвуют в общественной и кружковой работе школ и прилежно учатся. Об этом свидетельствует тот факт, что из 13 197 учащихся спецпереселенцев 5500 человек являются пионерами и 400 человек – комсомольцами. Случаев отказа учащимся-спецпереселенцам в приеме их в пионеры или комсомол не было.
Однако, среди учащихся-спецпереселенцев имеется все еще много неуспевающих, особенно по русскому языку, математике….