Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Скаковые и рысистые – красивые и быстрые

Конным спортом, в том числе селекцией и разведением скаковых лошадей, как и рысаков, никто никогда всерьёз в районе не занимался. Хотя недостатка в любителях этого дела не было. Заметно прибавилось таковых на селе в последние,  вольные от совхозной узды годы. Вот и в прошлом году громко заявили о себе сыновья и родственники известного специалиста животноводства, фронтовика, кавалера ордена Ленина Абу Темирбаева  -  Маршал, Максут,  Толыбай и внук Абдибек. Нынче прошли уже вторые по счёту конные скачки в память ветерана.  Дай бог им подольше продержаться на трудной дистанции.
А мы, глядя на извлеченные из архивной пыли  фотографии,  вспомним о днях минувших.
1

Эти фотографии сделаны, скорее всего, в конце 60-х – начале 70-х годов. В ту пору соревнования конников  периодически проводились райсоветом добровольного сельского спортивного общества «Кайрат», который многие годы возглавлял Анатолий Алексеевич Лисичко. Скачки проходили на правом берегу реки Тогузак, на бугре, как называют его старожилы. И собирали они – это неплохо видно на одном из снимков - прямо-таки небывалое для нашего времени количество зрителей.
2
Об одном из самых ярких «чудаков», заболевших лошадьми, а именно - рысаками, Владимире Владимировиче Селезнёве,  я рассказал в «Знай наших» (№ 5 15 июня 2006 года). Не грех, думаю, будет и повториться. Жаль только оригиналы фото, сделанных на святославском «ранчо» Селёзневых где-то затерялись. А та, что сохранилась перед вами. Василий Селезнев совершает прогулку на Лотосе.

О Селезневых и Лотосе, который расцвел в Святославке
Есть в этой истории нечто мистическое, необыкновенное. Красавец жеребец Лотос родился и вырос в Святославке, центральной усадьбе Еланского конезавода, одного из старейших в России. После серии злоключений, уже списанный на мясо – костную муку, рысак как бы заново родился, расцвел за много сотен километров от своей родины, но тоже в Святославке.
А если обо всем по порядку, то все началось с забавного ишачка Малинки, которого купил для сына Владимир Владимирович Селезнев. Только недолго возился – тешился с ушастым мальчишка, вскоре Вася  все свободное время стал проводить в соседском дворе, с лошадьми.
- Если сейчас сын на лошадь сядет, толк из него будет, - заметил как-то Селезневу при встрече один из местных аксакалов.
Подумал, подумал Владимир Владимирович, никогда сам в особой тяге к лошадям не замеченный, пожалуй, даже боявшийся их, да и отправил сына на два летних месяца к другу, работавшему конюхом в Каменке,  учиться азбуке обхождения с лошадьми. Те летние уроки пошли впрок. Прямо заболел Василий лошадьми, и не какими – нибудь – рысаками. Ничего не оставалось Селезневу – старшему, как купить Селезневу- младшему рысака, причем не самого последнего рода – племени. С появлением Виража  детские игры в лошадки для Василия Селезнева закончились. Всерьез налег парнишка за освоение азов профессии наездника. Сегодня он, скажу, забегая вперед, уже наездник второй категории. Ну а его отец, по собственному признанию, параллельно осваивал сразу несколько профессий: конюха, менеджера, конского тренера.
- Очень пригодился мне диплом учителя физкультуры, - улыбается Владимир Селезнев, - знание методики тренировок легкоатлетов позволило быстрее освоить науку обхождения с беговыми лошадьми. Они ведь тоже спортсмены.
В 2004 году Селезневы на Вираже приняли участие сразу в нескольких престижных соревнованиях. Самое высокое занятое ими место – второе, на первенстве нашей области. Ну а самое памятное - девятое (из 113 участников), занятое на Троицком ипподроме в борьбе с лучшими наездниками России. Жалея  дебютантов Селезневых, чтобы психически их не травмировать, организаторы предложили не ставить  Вираж в забег    сильнейших. Но Селезневы отказались. Крепко задели Владимира Владимировича небрежно оброненные кем – то из россиян накануне обидные слова о том, что у нас умеют только мясо лошадиное есть, а не работать с лошадьми.
Сражался Василий Селезнев на Вираже с именитыми соперниками до конца. Не победили, но с дистанции не сошли. Выглядели достойно, и волю, и характер проявили сполна.  Потому после окончания бегов подошел к Селезневу – старшему известный в России специалист, можно сказать, профессор конного дела Юрий Иванович Карташов. Похвалил его сына за мужество, выдержку, характер. Пообещал, если пожелает, устроить в престижную школу наездников. И еще, как бы ненароком обмолвился, что завести лошадку получше не мешало бы, и адресок дал, где можно купить по умеренной цене «убитого», но хороших кровей коня. Предложение насчет школы Селезневы не приняли.            Василий считал и считает, что езда на рысаках для него не более чем хобби, и сегодня учится на юриста, продолжая тренироваться с Лотосом. А вот подсказку насчет породистого рысака Владимир Селезнев намотал на ус. И нашел- таки, купил Лотоса, уже списанного, обреченного. Подарил сыну на 16 - летие. Вместо автомашины, кстати, которую Василий решительно отверг. Супруга Селезнева – старшего и мать младшего Галина Васильевна только руками развела. Стала привыкать уже к  чудачествам своих мужчин.  Как выходили, вылечили, вернули на круг ипподрома «убитого» Лотоса в несколько строк не расскажешь. Но выходили, вылечил, вернули на ипподром. Гордо,
с достоинством держится  Лотос на соревнованиях, в общей массе не теряется. Красивый, статный, холеный. Знающий себе цену.
Очень помог Селезневым где добрым словом, где делом  директор Троицкого ипподрома, мастер – наездник Александр Павлович Шадымов. Без него куда труднее было бы им решать все бесконечные проблемы, связанные с уходом,  содержанием, участием Лотоса в соревнованиях. Во всех стартах прошлого сезона Лотос был в призерах,и лишь в Тюмени, уступив сотую долю секунды третьему призеру, стал четвертым со временем  2 мин 11,6 секунды. Селезневы очень надеются, что в нынешнем сезоне их любимец покажет еще  более быстрые секунды. Ведь лучший  результат дважды святославского рысака, показанный еще до списания, - 2 мин 05, 6 секунды. Его отец, американец Стрейт Стад, бежал 1600 метров за 1 мин 55, 0; мать, Лолита, - за 2 мин 01, 4 сек. Таких рысаков, как родители Лотоса, между прочим, на просторах бывшего Союза – всего несколько десятков.
Очень печалит Селезневых тот факт, что в районе, области, да в республике рысаками занимаются лишь любители. Организации никакой. Потому отец и сын с помощью друзей и соратников, таких же энтузиастов, как они сами, намереваются организовать в середине июля  соревнования рысаков у себя в Святославке. Вот там мы и увидим в деле Лотоса и не только Лотоса. Не один он, приоткрою тайну, у Владимира Владимировича. Но обо всем этом потом, после стартов в Святославке.

3

Ну а на последнем фото лошадки изо всех сил пытаются овладеть искусством баскетбола. Получается у них пока не очень. Снимок сделан в апреле 2009 года, то есть шесть лет тому назад. И давно уже, наверное, отправились те лошадки на согым, на мясо. Для чего у нас их сегодня преимущественно и разводят. Заниматься скаковыми и рысистыми может позволить себе далеко не всякий. Удовольствие не из дешёвых.

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2015-06-25

Просмотров: 772