Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Из «хроник» 1955-1956 годов первого директора совхоза «Победа»

Кто вел совхоз к победе
Судя по приказу №1 от 7 февраля 1955 года, на место работы директор Гурвич Игорь Михайлович приехал уже с  названием совхоза. Сам ли он нарек  столь самоуверенно «Победу» «Победой», или это за него на верхах сделали, неизвестно.
         Под началом Гурвича повели совхоз к победе: Бардин Илья Игнатович, главный агроном; Шапошник Василий Андреевич, зам директора по хозчасти; Панков Василий Гаврилович, главный инженер; Бургучёв Илья Иванович, главный бухгалтер; Розенблад Михаил Соломонович, старший прораб.
         «Строил» свою  команду Гурвич по - полной. За два года каждый из управленцев обзавёлся полным комплектом выговоров и строгих выговоров. Тов. Бардин и вовсе был освобожден уже перед первой жатвой, 16 августа как не справившийся с работой. А 18 августа 1956 года, по той же формулировке Гурвич расстался и со своей правой рукой  тов. Шапошником.

         Был такой Борис Репка
В списках первых  побединцев  преобладают те, кто не распахав степь, отработав подъемные, тут же вернулись «до дому, до хаты». Ну а большая часть из оставшихся так и пребывала до скончания дней в тени горстки избранных знаковых имен «покорителей целины». Чему невольно напрашивается такая  вот горькая аналогия: мы помним имена тех, кто в войну поднял флаг Победы над рейхстагом, и не знаем тех, кто лег на полях сражений в самом начале войны во имя этой победы.
 Романовский, Скидан, Ашурков, Токарев, Рыжанков, Живов, Иванов, Иваненко, Цилюрик, Матвеевы, Вакулы, Зайферт, Сивочуб, Таиса Титова, Валентина Соловьева... Много ли скажут нынешним побединцам эти имена-фамилии?  Наверняка забыт и добрый работяга с красивой сказочной фамилией Репка. 24 августа 1955 года Борис Моисеевич уснул в борозде и был задавлен трактором…

Секретарь-машинистка Таскаев Александр
В конце апреля  1955 года некто Александр Иванович Таскаев из разнорабочих был переведен на должность… секретаря-машинистки. И судя по тому, как грамотно технически и грамматически оформлены приказы по совхозу, секретарь-машинистка Таскаев с обязанностями своими  вполне справлялся.
В декабре того же года Шапошник, остававшийся за Гурвича, за то, что  «во время не подавал поступающих писем» отправил грамотея Таскаева  рабочим в МТМ. Возвратившись, Гурвич  вернул Таскаева за печатную машинку, чтобы вскоре, уже самому уволить. За появление пьяным на работе и прочие связаннее с этим художества.

 Что такое хорошо и что такое плохо?
Центральную усадьбу Победы разбили под самым боком у славного города Троицка. Иметь рядышком элеватор, железнодорожную станцию было очень хорошо, а - магазины и прочие городские соблазны - очень плохо. Настолько плохо, что 8 апреля Гурвич слогом Таскаева распорядился: «переправы через реку Уй снять, лодки законсервировать…
Переход через реку Уй в плодопитомник или город разрешать только по указанию директора… Переход без разрешения на левый берег будет рассматриваться как самовольный уход с работы».
Помогла эта суровая мера мало. «Тесное сотрудничество» побединцев с троицкими ментами, основы которого были заложены в целинные годы, продолжается по сей день...

Пили, дрались, огрызались
Идеальных, киношных героев среди обреченных на победу, можно сказать, не было ни одного. Пили, дрались, прибирали к рукам всё что плохо лежало, цапались с начальством за расценки, бытовые условия, а то и вовсе отказывались ему подчиняться, бежали из совхоза.
«Прицепщики (шесть фамилий) и тракторист Б. с 27 мая отказались выходить на работу…Прицепщики (три фамилии) самовольно ушли из совхоза в первых числах мая…Прицепщик тов. С. систематически пьянствует. Прогуливал, подговаривал других к нарушению трудовой дисциплины.  С 20 мая не работает…Материалы на них передать следственным органам для розыска и взыскания с них задолженности совхозу» - эти строки из приказа от 5 июня 1955 года много раз потом были повторены в других приказах.

Степанов и Щуплецов
По-видимому, первым в совхозе, 13 сентября 1956 года, первая категория тракториста, дававшая 10% процентов надбавки к зарплате, была присвоена Василию Константиновичу Бузунову и Константину Владимировичу Степанову. Если не было в совхозе другого Степанова, то именно о нём рассказывал мне как-то В.А. Щуплецов. Уроженец села Берлин, что рядом с нашим Джамбулом, Степанов в войну дошел до Берлина. Подготовленная мной об этом заметочка, обошла чуть ли не все газеты страны.
Ничего не могу сказать о фронтовых наградах Степанова, но из целинных, думаю, ничего выше медали «За освоение целинных и залежных земель» Степанов не получил. Уж больно часто попадался на глаза начальству в облике, не соответствовавшем образу строителя коммунизма. Уж больно типичным русским человеком был этот Степанов. Со всеми присущими ему слабостями.
Остался без больших наград за целину и сам Василий Алексеевич Щуплецов, побединец с первых дней Победы. Один из активнейших рабкоров районки. В богатырскую жатву 1956 года он возглавил одну из тракторных бригад. Но уже 26 сентября его освободили от бригадирства как «необеспечившего успешную работу бригады и допустившего хулиганскую выходку в отношении главного инженера».  Совсем неплохо знавшему Василия Алексеевича, мне трудно представить его способным на хулиганскую выходку. Крепко допекло видно начальство…

«Настоящий буйный»
«Настоящих буйных», по известной классификации Высоцкого, способных дать достойный отпор  несправедливости, а то и откровенному произволу, в Победе было мало. Но были. Самым ярким из них мне представляется конюх И.Ф. Ключник.
Не менее чем в пяти-шести приказах упоминается эта запоминающая фамилия и отнюдь не по случаю очередного поощрения. Как такого поощрять, если чуть ли не с кулаками бросается на разных начальников? И не в силу своих природных вредности и упрямства, а по большей части, защищая своих бессловесных подопечных от «беспредельной», по выражению Шапошника, работы, бескормицы, скотского обращения.

Лишь за медали не платили
Ничего, кроме грамот, орденов и медалей, целинники не имели бесплатно. «Стоимость питания около 160 рублей, но  не выше. Покупка продуктов на коллективное питание должна производиться за счёт сумм, собираемых с рабочих два раза в месяц…в размере половины стоимости месячного питания. Кормить в долг запрещаю», - распорядился Гурвич 2 августа 1955 года. А 7 марта приказал удержать с рабочих до последней копейки  стоимость полученного ими у совхоза «жесткого и мягкого инвентаря».
Платили побединцы и за детский садик – «10% от зарплаты, но не менее 20 и не более 130 рублей». Да и открытие садика в сентябре 1955 года было продиктовано не столько заботой о детях, сколько – об освобождении дополнительных рабочих рук их матерей накануне жатвы.
Из своего кармана расплачивались механизаторы и за допущенный брак во время сева или уборки. Не минула чаша сия, кстати, и Михаила Васильевича Брюховских - тогда ещё совсем мальчишку. Приказом от 24 августа 1956 года с него было удержано 30% зарплаты, предназначавшейся ему за уборку пшеницы на 50 га.
Были и премии. Не иначе, как сгоряча, небольшую группу отличившихся на севе 1955 года  премировали деньгами в размере от 500 до 900 рублей. Затем премиальные редко когда превышали, в зависимости от заслуг, 100, 75, 50 рублей. Премии участникам жатвы 1956 года «за сверхплановый урожай» начислялись  в размере суммы максимальной месячной зарплаты за май, июнь, июль и август. Почему не за сентябрь, октябрь, в самые заработки, непонятно. Точнее –очень даже понятно.

Самовольщики
О том, как жили побединцы, и как заботились о них, можно получить представление, познакомившись с прегрешениями персонажей приказа, изданного Шапошником как раз под ёлочку – 31 декабря 1955 года (стиль подлинника сохраняется).
«Управляющим первого отделения было дано распоряжение тов. Фроликову Виктору (неоформленный рабочий) отвести сено в размере 70-100 кг главному бухгалтеру, он же тов. Бургучёва сено завез себе для своей коровы. Тов. Бургучеву сено доставлено не было. Такое явление граничит с преступлением и заслуживает строгого наказания вплоть до судебной ответственности…Учитывая тяжелое состояние в семье приказываю Фроликова В. на работу в совхоз не допускать. Перевести в разнорабочие… »
И далее:  «Установлено, что тракторист тов. Копкарев самовольно с печей сгоревшего магазина взял кирпич 200-250 штук и свёз его в общежитие, где намерен сложить себе печь и ведёт установку перегородки в общежитии. Имея в виду, что тов. Копкарев проживает в общежитии, а поэтому запрещено устройство каких-либо перегородок и дополнительное устройство печей…Весь кирпич вернуть, стоимость за работу трактора ДТ-54 за один день по подвозке кирпича удержать из зарплаты Копкарева».

Калиф на час
Приказ подписан Шапошником, а отпечатан Гладышевой Е., сменившейТаскаева.  Гладышева Е. , работавшая до этого комендантом, неоднократно весьма нелестно склонялась в приказах Гурвича, и в конце концов она была освобождена от занимаемой должности.  Но не успел Гурвич отлучиться, по версии Шапошника, на месячный шахматный турнир в Самару, как и.о. поставил Гладышеву для начала своей секретаршей, а потом вернул в коменданты, убрав ставленницу Гурвича с обычной для него косноязычной формулировкой.
Вообще короткий период «царствования» этой парочки напоминает если не мини-путч, то сведение каких-то давних счетов, точно. Мало кого миновал гнев сего калифа на час. Попало и рядовым работягам, и, считай, всем специалистам. Особенно крепко был обижен Александр Васильевич Федякин, работавший ветврачом. Да тот самый Федякин, будущий первый и Герой.

«Забрав с собой жену зоотехника»
«Не смотря на неоднократное мое замечание о плохой его работе с животными, очень большая заболеваемость лошодей, так например трое стоят на стационаре в ветинституте, чем приносят ущерб зерно-совхозу, однако ветврач тов. Федякин к лечению их не принимает, а самовольно берет лошодей и уезжает в гости в город, где просиживает много дней, например, со 2-го декабря по 6-е декабря забрав с собой жену зоотехника, чем обезличил животноводство в целях не допущения в дальнейшем подобных явлений, приказываю за халатное отношение к своим обязанностям за дополнительный забой лошадей и его вину за самоуправство о выезде без разрешения на то директора на 5 суток с зоотехником, объявляется строгий выговор ветврачу и предупреждаю что в случае если он сам не изменит свою тактику он будет строго наказан вплоть до снятия  с должности. Запретить ветврачу держать лошодь, а брать только по служебным делам с разрешения управляющего отделения для выезда на центральную усадьбу. Главному бухгалтеру удержать из зарплаты зоотехника за прогул 5-ти суток находящихся в городе».
Если что-то ненароком, автоматически исправил, простите. Да, зоотехник, чтоб не подумали чего худого, - это супруга Федякина, работавшая тогда зоотехником.
И ещё. Через девять дней новым приказом Шапошник распорядился: « в части административного взыскания на ветврача Федякина отменить как доказано объяснительной».




Автор: Владимир Максименко

Дата: 2009-03-23

Просмотров: 1451