Начну, пожалуй, со своевольно избавленной мной от цифири небольшой цитатки из давнишнего отчета Иры Классен о районном совещании животноводов, имевшем быть в июле 1988 года. «…слово взяла бригадир дойного гурта первого отделения совхоза «Славянский» З. Дьяченко: - До перехода на арендный подряд нам было все равно, сколько кормов истратить, сколько электроэнергии. Лишь бы молоко шло. А во что оно обходится, не считали. Зато теперь считаем всё. В итоге молока стали доить больше, а затраты заметно снизились. Вот что дала нам аренда. Это прекрасная форма и терять её, губить никак нельзя».
Ни один из представительных районных форумов 70- 80-х годов не обходился без Зинаиды Ананьевны. Её всегда, если, конечно, не попадала в опалу за резкое слово или неординарный поступок, ставили в пример. Хотя в районе были куда более успешные по части надоев коллективы, чем её гурт. Брала Дьяченко в первую очередь организацией труда. При вечном кадровом дефиците, никудышной селекции, постоянной нехватке качественных кормов, примитивной механизации и прочее, прочее, она со своим гуртом умудрялась, тем не менее, из года в год не только оставаться на плаву, но и идти в авангарде. Задавать тон в гласном и негласном соревновании животноводов района.
З.А. Дьяченко могла служить примером уже самим своим отношением к делу, которому отдала сорок лет жизни. С 1955 по 1995. С раннего утра до позднего вечера на базах или выпасах. Наизусть знала, чем дышит каждая её доярка, каждый её скотник. В чем нуждаются. Когда человек стоил того, решительно заступалась за него. То и дело выбивала для своих холодильники, сепараторы, прочий дефицит.
А нерадивых, случалось, и кнутом учила.
- Было? – спрашиваю.
Улыбается.
Всё ясно…
Все советские годы встречался с Ананьевной, как её величали все - от славянцев до райкомовцев, больше на ферме, в поле, на различных совещаниях, и никогда – в домашней обстановке. Потому, когда в октябре 2008 года, собирая материал для так и не написанной книги, попал в Славянку, первым делом попросил показать, где живет Зинаида Ананьевна.
Никаких хором, конечно, не было и в помине. Известно, от трудов праведных не получишь палат каменных. Одна из лучших бригадиров района, а точнее - командирш производства среднего звена, заработавшая для него на молоке, не один миллион рублей, жила в обычном для наших краев беленом домике как бы не целинной ещё постройки. С печным отоплением и удобствами в огороженном штакетником дворе.
- А я думала, где это вы пропали? – протянула по-мужски крепкую, сильную руку Зинаида Ананьевна.
Случайно или нарочно повторив вопрос, который уже однажды мне задавала.
По торговому центру, вдоль прилавков, забитых разным китайским барахлом я вел делегацию немолодых уже, хорошо знакомых мне по советским временам людей, былых передовиков и новаторов производства. Собранных по случаю какого-то торжества. Тоже уходящего своими корнями в славное для них советское прошлое. Кто кивнет головой, кто руку протянет, с кем обнимемся…
- А я все думала, где это наш журналист боевой пропал. А он вот он где!
Ананьевна!
Упрек – не упрек. Но и не похвала…
Ни о чем прожитом и потерянном говорить не хотелось. Ананьевна показывала фотографии и почетные грамоты. Рассказывала о дочерях, внуках. С доброй улыбкой, радостью и тревогой за них.
- Может, мне переодеться? – спросила, когда я взялся за камеру.
- Не надо! В домашнем тоже хорошо.
С тем вскоре и расстались.
Как оказалось, навсегда. Накануне бывшего главного праздника бывшей великой страны Зинаиды Ананьевны Дьяченко не стало.
Уверен. Будь та страна по-настоящему в руках Ананьевны, никогда бы она не пала.
Увы…
Скорблю вместе с друзьями и родными Зинаиды Ананьевны, склоняя голову перед её светлой памятью.
Автор: Владимир Максименко
Дата: 2014-11-14
Просмотров: 1279
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?