«Каждый день требовал мужества и стойкости» Документальная сага о заводе № 222
Сага в широком, не литературоведческом словоупотреблении иногда применяется как синоним сказания о давнем полузабытом, а потому изрядно обросшем выдумками и легендами событии. Самое то, что нам сегодня требуется. Сделали, вроде, доброе дело, установили памятную доску на проходной бывшего Тогузакского механического имени 25-летия Казахской ССР, а теперь приходится разбираться, собственно, кому она установлена, в честь какого события. Столько путаницы, нелепицы наворочено. И прокатило бы, как сейчас говорят, если бы не остались ещё люди, которым по силам усомниться в справедливости и точности всего начертанного на той доске.
На глазах уходит в предания все связанное с заводом № 222, его героическим подвигом в годы Великой Отечественной. И всё, что я хочу – это предоставить каждому возможность сверить свои представления о заводе, его делах и людях с воспоминаниями тех, кто являлся непосредственным участником великих, поистине эпических событий, ещё не обросших вымыслом, ложью, всяческими придумками.
В основе их подготовленные мной в свое время к печати газетные публикации ветеранов завода № 222, заведующего партархивом обкома Компартии Казахстана, нашего земляка Т.П. Подзюбана и «выжимки» из доклада парторга завода В.А Сибищука к одному из заводских торжеств, свои собственные наблюдения.
Михаил Иванович Карасев: «День и ночь не покидали своих рабочих мест»
Осень 1941 года. Враг на подступах к столице нашей Родины – Москве. Всего в 65 километрах от города Егорьевска шли ожесточенные кровопролитные бои. Руководство нашего Егорьевского станкостроительного завода, который с первых дней войны перестроился на выпуск военной продукции, получило приказ срочно эвакуироваться.
12-13 декабря тронулись первые эшелоны с оборудованием. Уже в пути нас встретила радостная весть о начале разгрома фашистов под Москвой. Ехали медленно, уступая дорогу многочисленным эшелонам с оружием и солдатами, которые нескончаемым потоком тянулись на запад. Эшелоны были забиты молодыми здоровыми красавцами – парнями самых разных национальностей, многим из которых не суждено было вернуться с полей сражений. На вопрос: «Куда едете?», они с гордостью отвечали «Защищать Москву!»
26 декабря на станцию Тогузак прибыли последние эшелоны. Разгружались и вывозили в первую очередь оборудование. Семьи эвакуированных – женщин, детей вывозили партиями на быках, впряженных в сани. Путь, который мы теперь преодолеваем на автобусе за 15 минут, тогда казался бесконечно долгим. В поселке нас разместили - по несколько семей в каждой комнате – в старом здании техникума.
Зима 1941 – 1942 года выдалась суровой. Люди страдали от холода, отопления не было. Чтобы как-то обогреться, мы делали буржуйки: ставилось на поддон ведро, от которого выводилась в окно труба. Не было света. Сидели при коптилках. За водой ходили на речку.
Но людям было не до быта. День и ночь не покидали они своих рабочих мест, спешили под открытым небом установить станки. И уже через неделю после прибытия начался выпуск военной продукции. Работали по 16 часов в сутки, трудились самоотверженно все. Люди в военное время не нуждались в агитации. Каждый понимал, что так надо, что своим трудом он приближает заветный час победы.
По утрам я заходил в общежитие поднимать своих ребят. И сердце щемило от жалости к этим совсем ещё неокрепшим юношам, спавшим наповал мертвым сном после многих часов работы у станка…
Каждый день войны был по-своему трудным. Как-то в начале 1942 года, ближе к вечеру, вызывает нас директор завода. Говорит о том, что на станцию прибыло 24 вагона леса. «Лес очень нужен. Берите со своих участков по два-три человека и на разгрузку»,- распорядился директор.
Набралось нас человек 150. Пришли пешком в Тогузак. Посмотрели, а лес – сосны длиной по шесть-семь метров и до метра в диаметре. Некоторые даже растерялись. Казалось, вручную выполнить работу невозможно. Разделились по шесть человек на вагон. И начали. Кружилась от голода и усталости голова, прилипала к телу мокрая одежда, хотя на улице стоял трескучий мороз. Но лес мы всё-таки разгрузили. Плохо зная дорогу, да ещё в ночи, мы решили обратно идти по берегу реки. Здесь оказалось много снега. Утопая в нем по пояс, обессилившие, мы вернулись домой. А наутро нас ждал опять завод…
Иван Сидорович Костенко: «Каждый день требовал от рабочих мужества и стойкости»
Очень суровой выдалась зима 1941-1942 года. В бураны и морозы частично тракторами, а в основном гужевым транспортом доставлялось с Тогузака оборудование завода. Погрузка, разгрузка, монтаж производились фактически вручную. Днем и ночью, в любую погоду на весь поселок раздавались команды: «Раз, два – взяли! Раз, два – дружно!» В кратчайшие сроки в цехах было смонтировано все необходимое оборудование. Правила техники безопасности соблюдались безусловно. Но все же размещалось оборудование очень уплотненно - станок к станку.
Уже в январе 1942 года все основные цеха стали давать продукцию для фронта. Согласно законам военного времени, рабочим предоставлялся один выходной за две недели, но большинство рабочих трудились практически без выходных, по 11 часов в сутки. Продолжительность рабочего дня для подростков, которых на заводе было немало, составляла 8 часов, но и они уходили вместе с взрослыми. «Все для фронта! Все для Победы!» - таков был девиз рабочих завода, всех тружеников тыла.
Для наращивания объемов не хватало электроэнергии. Тогда всё, что можно было, начали делать вручную. Например, нарезка гаек производилась в тисках, детали зачастую вместо фрезеровки опиливались напильником. Многие квалифицированные рабочие уходили на фронт. Их места тут же занимали подростки и женщины как эвакуированные, так и из числа местного населения. Благодаря таким наставникам, как Михаил Иванович Карасев, Гурий Ефимович Липатов, Михаил Алексеевич Канашкин, Петр Михайлович Чугунов, они в короткий срок осваивали прежде абсолютно им незнакомые рабочие профессии, токарей, слесарей, сверловщиков и т.д. Становились впоследствии подлинными мастерами. Многие из них, в том числе И.К. Задорожний, А.И Лебединская, А.И. Завертанная, были награждены за свой труд орденами и медалями.
Вместе с рабочими профессиями юноши и девушки одновременно осваивали воинское дело, медподготовку, после чего многие уходили на фронт. Не вернулись с полей сражений: И.А. Маслюк, И.В. Бортников, К. Комлев, О. Шабего, В. Демиденко, Г. Смаглов, И.В. Демиденко, В.Е. Смагин. Те, кто остались в живых и были комиссованы по ранениям, как Н.Т. Мамаев, В.М. Черепанов, И.А. Рубцов, немного подлечив раны, вновь становились к станкам. Несмотря на то, что порой могли передвигаться только с помощью костылей.
В апреле 1944 года 300 рабочих были командированы на восстановление Сталинградского тракторного завода. Об их квалификации говорит хотя бы тот факт, что почти все они были направлены в инструментальные цеха. Немало сил в свое время вложили в профессиональную подготовку «сталинградцев» высококвалифицированные спецы из егорьевцев: термист Чижков, револьверщик Сизов, токари Кошелев, Назаренко, Фролова, Варламова, Корольков, Хрущев. Много сил и умения отдал обучению подростков всеми уважаемый мастер второго цеха Дмитрий Антонович Рыбенков.
Большую воспитательную работу вели партийная, комсомольская, профсоюзные организации. Если где-то читалась лекция, то мест не хватало. Коллективно проводились читки газет, вместе слушали по радио сводки с фронтов. Праздники, как правило, встречали высокими производственными результатами, а дни праздников показывали самую высокую производительность труда.
Только в 1943 году работникам завода было прочитано 18 лекций, проведено 36 вечеров отдыха, три детских утренника, 357 киносеансов, дано 37 спектаклей и концертов. Оказывалась посильная помощь инвалидам войны, семьям воинов.
Каждый день требовал от рабочих мужества и стойкости, готовности к любым испытаниям. Один лишь пример тому. В 1944 году осваивался новый вид продукции, часть деталей поступала из другого города. В начале апреля разлилась река, преградив дорогу на станцию, грозя срывом сроков выполнения заказа. Тогда группа рабочих человек в 30 переправилась через речку на лодках. Пешком добравшись до станции, рабочие обвешались там связками деталей, и на себе доставили их к лодкам, а с них на завод. Другого выхода не было.
Владимир Андреевич Сибищук: «Трудились, не зная отдыха»
По прибытии, не мешкая, егорьевцы вместе с брошенными им на помощь местными жителями принялись за обустройство. Для размещения завода разобрали старый забор и вынесли новое ограждение далеко за территорию совхозных мастерских и складов, переданных заводу. На площадке во все стороны двигались тяжело груженые трехтонки, лязгали гусеницы тракторов, тащивших на прицепах балки, прутья, бревна, кирпичи, цемент. На первом этаже школы-десятилетки стелили пол и заливали фундамент под стены, электрики тянули силовой кабель.
Всё оборудование поступало на станцию Тогузак. Бригадиром грузчиков был назначен Александр Басов. Его бригада состояла из тридцати таких же, как бригадир, семнадцатилетних мальчишек, одетых в форменные куртки ремесленников и обутых в хромовые ботинки. У них не было даже рукавиц. И это – в раннюю зиму сорок первого, когда уже в начале ноября морозы были за 20 градусов. Что уж говорить о декабре…
Через каждый час пареньки бегали в здание вокзала греться. Вскоре и рукавицы им привезли. Но «фабзайцы» все равно мерзли в своей неприспособленной к нашей лютой зиме униформе. Вскоре ребят забрали в заводские цеха. Их заменили 25 тридцатилетних мужчин. Все – потомственные металлисты высокого класса, поскольку продукция Егорьевского станкостроительного относилась ко второму классу точности обработки. Среди этих вынужденных грузчиков более половины было механиков, техников, технологов со средним специальным образованием. Но больше послать было некого. От своевременной разгрузки оборудования и материалов напрямую зависел срок пуска завода, установленный правительством.
Вспоминает Александр Андреевич Басов: «За всю зиму мы имели только два свободных дня, и то только потому, что из-за снежных заносов не подходили очередные эшелоны. А вообще-то в дни пик они стояли на всех путях от моста до будки обходчика далеко за станцией. По ночам неслось над уснувшим Тогузаком: «Раз, два – взяли, раз, два – взяли! » Это грузчики грузили станки на транспортные сани, а в дневное время разгружались эшелоны.
Но темпы разгрузки не удовлетворяли. Тогда механик Павел Кузнецов, технолог Г.Е. Липатов привезли сделанные в цехах катки разных диаметров, салазки на стальных листах, «горки» и другие приспособления. Производительность погрузки поднялась сразу втрое. Вместо сорока пяти минут – часа вручную раньше, теперь четырьмя грузчиками с помощью приспособлений станки грузились на сани за 15 минут. Следом специальное звено из трех человек прикручивало груз к саням. Погрузка шла сразу с трех площадок. Занято было 30 новеньких С-65, полученных накануне с Челябинского тракторного.
На станции Тогузак, кроме сотен единиц станочного оборудования, приходилось грузить и отправлять на завод стальной прокат, тяжелые бухты электрического кабеля, электромоторы, заводской и бытовой инвентарь, тысячи ящиков с инструментами, запчастями, узлами станков, чугунным литьем, тысячи тонн бронзовых, свинцовых, оловянных чушек, разные паковки и пачки стального листа, труб и всего другого , что прибыло из далекого Егорьевска.
Люди работали по 16 часов в сутки, а эшелоны все шли и шли. Доставляли они кирпич и цемент, уголь и продовольствие, кокс и водопроводные трубы. Одних только шпал для строительства 20-километрового железнодорожного пути от станции Голощекино до завода нужно было 40 тысяч. В бригаде каждому требовалось за ночь разгрузить вагон. Особенно тяжелой была разгрузка угля. Приходил он из Караганды в 60-тонных полувагонах. На каждый ставилось по одному человеку с лопатой, и чтобы за день вагон был пуст! Теперь это кажется невероятным, а тогда было нормой, не выполнить которую было просто нельзя.
На станцию частенько наведывался директор Стефан Лаврентьевич Фокин. К грузчикам относился заботливо. Нет, нет, да и гостинцев привезет: селедки, копченого леща, сала. Вечером 1 февраля 1942 года директор сказал: «Завод задыхается от нехватки электроэнергии. С Дальнего Востока прибыло подкрепление – два 80-тонных вагона с дизельными электростанциями по 400 киловатт каждая. Их надо, не разбирая, со станции Голощекино переправить на завод. А если разбирать, а потом собирать, потеряем две недели».
«Поколдовав» часок возле тех электростанций, бригада предложила директору вагоны целиком загонять на тракторные сани. На заводе за сутки изготовили требуемые, еще нигде не виданные сани. 20 километров одолели за 8 часов. На заводе уже были готовы площадки с рельсами. Сдернуть вагон на подготовленное место было минутным делом. Электрики тут же начали подключать подвеску.
Кипела работа и в поселке. Люди, не зная отдыха, работали сутками, отдыхая по два-три часа. Станки в цехах располагались так тесно, что между ними было трудно проходить. Со склада подвозились в цеха на бычьих упряжках материалы и детали, а обратным рейсом – готовая продукция: корпуса батальонных мин и танковые огнеметы, которые испытывались потом за поселком на полигоне на бугре (у Елшанки)»
Вскоре Александр Алексеевич Басов был призван в армию. Летом 1943 года с наблюдательного пункта под Мариуполем ему довелось увидеть в деле заводские огнеметы. С танков они беспощадно разили вражеские дзоты и пулеметные гнезда. «Очень эффективная штука – огнемет, - вспоминал Басов. – Со скоростью молнии струя огня с тысячеградусной температурой сметает все на своем пути на дистанции до 80 метров»….
Тимофей Павлович Подзюбан: «Нынешней молодежи тоже полезно будет знать»
Работая с документами периода Великой Отечественной войны, мне встретились сообщения о самоотверженном труде комсомольцев и молодежи вашего района. Думается, те из них, что я предлагаю для публикации, представят интерес для товарищей, работавших тогда в районе. Возможно, кто-то узнает себя, родственников, знакомых. Нынешней молодежи тоже полезно будет знать, как работали их отцы и матери, братья и сестры в то тяжелое для нашей Родины время.
С уважением, Т. Подзюбан, заведующий партархивом обкома Компартии Казахстана
1. Первому съезду рабочей молодежи Кустанайской области
Рапорт
Комсомольцы и молодежь Тогузакского завода, являясь основной рабочей силой, своим самоотверженным трудом обеспечили выполнение сентябрьского плана по валовой продукции на 170%, по количеству изделий на 167 %. На сегодняшний день на заводе работает 23 молодежно- комсомольских бригады. Вот их показатели:
Бригада сборщиков, где бригадир Малофеев, выполнила план на 263%.
Бригада сборщиков, где бригадир Сафронов, выполнила план на 209%.
Бригада токарей, где бригадиром т. Есипов, выполнила план на 136%.
Бригада слесарей, где бригадиром т. Дымов, выполнила план на 165 %.
Бригада токарей, где бригадиром т. Якушинский, выполнила план на 133 %.
На освобождение городов молодые стахановцы отвечают увеличением производительности труда: на освобождение Чернигова комсомольцы Малофеев и Киселев ответили выполнением дневного плана на 749%, а Полтавы – на 662,5%. Не уступают им в работе и другие сборщики: т. Шарапов дал в сентябре 286%, комсомолка т. Приходько – 209%, т. Шпитальный – 281%, т. Вайсберг – 279%.
Молодой подручный кузнец Ломакин заменил ушедшего в ряды РККА кузнеца, и в ответ на освобождение Чернигова дал 160%, выполняя одновременно работу кузнеца и подручного. Замечательно работают молодые токари, где комсоргом т. Руденко: Гражданкин дал за сентябрь 134, Жданова – 196, Юрова – 178, Ильин – 182, Папушина – 163 %.
2.Из протокола комсомольского собрания Тогузакского завода 7 мая 1944 года
За хорошую работу и перевыполнение апрельской программы назвать фронтовыми нижеследующие комсомольско-молодежные бригады:
Цех №3 бригада т. Малофеева, имеющая выполнение 263%.
Цех №2 бригада Дымова, имеющая выполнение 205%.
Цех №2 бригада т. Килеко, имеющая выполнение 150%.
Цех №1 бригада т. Трофимовой, имеющая выполнение 170%.
Цех №1 бригада т. Шандетской, имеющая выполнение 127%.
Цех №5 бригада т. Демиденко, имеющая выполнение 127%.
Цех №10 бригада т. Маловечкиной, имеющая выполнение 120%.
Инстр. цех т. Сахненко, имеющая выполнение 138%
Павел Михайлович Бабич: «Даже сами порой не верилось, что это возможно» … 14 ноября на станцию Тогузак прибыл первый эшелон. И в ноябре-декабре 1941 года главными были работы по разгрузке вагонов с оборудованием с последующей погрузкой и транспортировкой на центральную усадьбу зерносовхоза. Там были созданы постоянные бригады из лучших работников завода. Бригады возглавляли Александр Алексеевич Басов и Александр Григорьевич Притуленко.
Зима 1941-1942 года была очень суровой с частыми буранами, жгучими морозами. Рельеф местности от Тогузака до завода не позволял накатать хорошую санную дорогу. Сани со станками в пути часто опрокидывались, а передвижных грузоподъемных машин не было. Всё это усложняло транспортировку, вело к большим затратам времени. В числе самых добросовестных трактористов и возчиков пароконных саней были Сергей Васильевич Кузовой и Федор Александрович Боженко из Станционной МТС, совсем юный паренек из колхоза «Коммунар» Иван Трофимович Якименко.
… С апреля 1942 года работа во всех цехах уже шла полным ходом. На первых порах изделие, выпускаемое заводом, имело ряд серьезных недостатков как технологического, так и эксплутационного характера. Перед коллективом была поставлена задача во чтобы то ни стало, в кратчайшие сроки устранить недостатки конструкции, дать армии качественное, безотказное вооружение. Созданная из опытных конструкторов служба эксплуатации посылала своих представителей на заводы-смежники, в воинские подразделения для оказания практической помощи и более полного выявления недостатков изделия.
23 июля к коллективу завода обратился И.В. Сталин. На заводе с удвоенной силой принялись за работу, и уже в августе армия получила модернизированное изделие, исключавшее основные недостатки предшественника. По сравнению с первым кварталом, выпуск изделий в четвертом квартале вырос почти в десять раз. А к концу года была разработана новая конструкция изделия. Если в начале 1942 года на завод одна за другой шли рекламации, то переходом на аварийный выпуск нового изделия завод не получил ни одной. Представители службы эксплуатации постоянно находились в воинских частях, обучали бойцов, осуществляли техническое руководство, принимали участие в боевых операциях. Орденом Красной Звезды был награжден старший конструктор т. Килесо, орденом Красного Знамени – конструктор т. Титов.
Помимо основной и очень напряженной деятельности, коллектив завода по своей инициативе оказывал значительную помощь хозяйствам района. Только в первом полугодии 1943 года было изготовлено частей к различным сельхозмашинам на сумму 42 тысячи рублей. В течение 1943 года рабочими завода было отработано в колхозах и МТС 1195 человекодней.
На заводе было много молодежи. Только в 1943 году было принято на обучение различным профессиям 296 и подготовлено в школе ФЗО 298 человек. Только подростков было более 300, и многие из них не уступали взрослым. Мальчики и девочки стояли на ящиках, чтобы достать до станков. Худенькие, проворные, не по возрасту серьезные, они трудились умело и сноровисто. Вспоминает ветеран труда, орденоносец Василий Петрович Кузниченко:
- Было холодно и голодно, тело ныло от усталости. Болели глаза. Но никто не жаловался. Думали о другом: как дать побольше деталей. И давали. Даже сами порой не верилось, что это возможно. Но так было!
В 1943 году на заводе было 55 стахановских и 23 комсомольско-молодежных и фронтовых бригад. В октябре этого года 138 рабочих выполнили свои нормы на 200 и более процентов. Среди них: токарь П.С. Эрганов, строгальщики Ф.Я. Лаптев и П.А. Щекин, токари Н. М. Фролов и В.А. Куликов, револьверщик А.А. Сизов, слесари С. П. Абрамов, В.Е. Сорокин, газосварщик В.Я. Михайлов, маляр Т. Степанов, кузнецы А.А. Стулов, В.Н. Журавлев, термисты Н.М. Грошев и Чижков, заливщик С.И. Стыров, формовщик И.И. Царев, токарь Ф.Ф. Нефедов, медник П.М. Петров, слесари В.И. Путилин, В.И. Каратеев, Д.М. Гурков, В.Е. Ипполитов, токари П.Ф. сапожников и Б.Б. Боботыров. Умелыми организаторами себя показали П.М. Чугунов, И.В. Лазарев, П.А. Корчагин, И.М. Хренов, Н.В. Назаренко, Г. Самсонов, А. Михалев.
… Спустя несколько десятилетий, ветеран партии и труда М.И. Карасев вспоминал:
- В годы войны все работали как одержимые. Я не представлял себе до этого, что можно так работать. В сорок третьем егорьевских на заводе оставалось не так уж много. Зато много было молодежи. Бледные, оборванные, в великоватых отцовских картузах или шапках парнишки, худенькие девчонки, усталые женщины. Но трудовой энтузиазм и рабочая сплоченность егорьевских станкостроителей и люберецких машиностроителей ощущалась постоянно, а высокая партийная ответственность коммунистов вдохновляла весь коллектив на самоотверженный труд.
С первых дней на новом месте на заводе много внимания уделялось условиям труда и быта. Из помещений, где разместились цеха, паровое отопление было лишь в первом корпусе (бывший школа и клуб) и частично во втором корпусе (бывшая механическая мастерская, сегодня цех №9). Принятая от совхоза котельная была маломощна. Наружные сети требовали капитального ремонта. Из-за сильных морозов и аварий в зиму 1941-1942 года половина отопительных приборов в цехах оказалась размороженной. Еще тяжелее положение с теплом сложилось в жилых домах. Весь декабрь 1941 и январь 1942 года в котельных совершенно не было топлива.
В течение 1942 года была проделана значительная работа по подготовке ко второй военной зиме. Сделана чистка, ремонт и обмуровка котлов. Отремонтированы все теплотрассы и разводящие сети. Котельные были переоборудованы на искусственное дутьё, что дало возможность применять низкосортное топливо. В 1943 году в центральной котельной установили новый котел. Уложили тепломагистрали к десятому цеху, гаражу, ремонтно-техническому и инструментальному цехам общей протяженностью 1500 метров. В этом же году был смонтирован коммутатор на 100 номеров и воздушная сеть на 18 точек.
Имевшаяся водокачка и водопроводная сеть обеспечивали водой лишь для технологических целей. Для хозяйственных и бытовых нужд вода доставлялась гужевым транспортом из реки и колодцев. Капитальные работы по водоснабжению были начаты лишь в мае 1943 года. До ноября была завершена прокладка напорной лини от насосной станции до завода. В русле реки Тогузак была подготовлена траншея для прокладки дюкера из шести стальных труб в две ветки. Проложены силовые ветки к насосной станции, построена трансформаторная подстанция. Вчерне было завершено строительство здания насосной станции и жилого дома для её персонала, открыт водозаборный колодец. И все это хозспособом, вручную, при острейшем дефиците стройматериалов. Но в 1943 году водопровод в строй так и не вступил. Сказалось отсутствие мощных центробежных насосов, электромоторов к ним, высоковольтных трансформаторов.
В январе 1942 года при заводе был организован отдел рабочего снабжения (ОРС). В марте ему было передано бывшее подсобное хозяйство техникума, переведенного в Успеновку. В мае того же года заводскому подхозу был выделен земельный участок в 4905 га, из них 4800 га целины с большим количеством солончаков и блюдцеобразных болот. Обрабатывать участок при отсутствии тракторов и удобрений, выращивать на нем зерновые и овощные культуры завод, конечно, не мог. К тому же не представлялось возможным использовать наиболее ценные земли в районе п. Рыбкино, так как пасшийся здесь скот был инфекционным. Словом, подхозом использовалось лишь 400-500 га выделенных площадей.
Созданному в январе же 1942 года жилищно-коммунальному отделу было передано 6048 квадратных метров жилья, в том числе дома №№ 10,11.51, 52, 55, 57. Но этого все равно было недостаточно. В названных домах осталось немало живших здесь раньше, а также находились две столовые. Поэтому приехавшие рабочие вынуждены были жить в коридорах, размещаться по две-три семьи в одной квартире. Были организованы также общежития для одиноких, но и там люди вынуждены были спать по двое на кровати, и даже – на полу. В таких условиях трудно было поддерживать надлежащее санитарное состояние помещений, совершенно избежать вспышек инфекционных заболеваний.
К осени 1942 года в результате принятых энергичных мер положение заметно улучшилось. ЖКО была передана поселковая баня, где немедленно организовали дезинфекционную камеру, прачечную. Открылись парикмахерская, жестяночная и починочная мастерские. К зиме 1943-1944 года жильем было обеспечено 2337 работников завода и членов их семей. На каждого приходилось 4,41 кв. метра жилой площади. Все проживающие в общежитии были обеспечены постельными принадлежностями, работали кубовые, обеспечивающие общежития кипятком. Улучшилось санитарное состояние поселка. При каждом доме был дворник.
Дирекцией завода (Н.К. Пышкин), партийной организацией (парторг ЦК т. Рябой), заводским профкомом (т. Казьмин) оказывалась всестороння помощь семьям военнослужащих, инвалидам войны. Только в 1943 году получили новые квартиры 37 семей, была отремонтирована 61 квартира, получили по одно тонне угля 116 семей, из них 15 – бесплатно. Денежная помощь на общую сумму 40350 рублей была оказана 134 семьям. 150 детей военнослужащих содержались на летней оздоровительной площадке. Все семьи фронтовиков были обеспечены огородами, семенами картофеля, а в период уборки – транспортом. Семьям фронтовиков было выдано 835 ордеров на промтовары, в том числе на 105 пар валенок, 163 пары кожаной обуви, 420 метров мануфактуры и т.д. 45 ордеров на промтовары получили инвалиды войны, пятерым из них была оказана денежная помощь на общую сумму 1600 рублей, четверо получили диетическое питание.
В 1942 году был открыт детский сад на 50 мест. На следующий - он был расширен до 85 мест. 73 места были отданы детям военнослужащих. Весь необходимый инвентарь для малышей изготовили заводские умельцы. Большая культурно-массовая работа проводилась заводским клубом, который располагался в одной из секций дома №10. Общая площадь клуба составляла 301 кв. метр, в его распоряжении были двухпостный киноаппарат, библиотека с фондом в 1900 книг, в том числе 570 художественных, сцена. В 1943 году здесь было прочитано 18 лекций, 39 докладов, проведено 46 вечеров отдыха, 357 киносеансов, из них 39 детских.
Едва только в Интернете наберешь в поисковике «Тогузакский механический завод, так тут же перед вами из виртуальной бездны проявится страничка «История завода (война»). Кому принадлежит размещенная на ней статья, кто автор, не указано. Но что-то подсказывает мне, что это основной, неправленый ещё мной вариант работы Павла Михайловича Бабича «История Тогузакского механического завода». В районке она была опубликована мной под заглавием «Нелегкий путь становления» Об истории нашего сотрудничества с Бабичем, и о нем самом можно прочитать у нас - «Последний защитник Комсомольца»
Почему Тогузакский?
Осенью-зимой 1944 года завод № 222 был реэвакуирован. Вернувшись в родное Подмосковье он опять стал именоваться Егорьевским станкостроительным заводом. А все то немногое, что осталось от 222-го в Комсомольце, прежде всего, полупустые цеха и горстка рабочих и специалистов было велено до 1 января 1945 года передать из ведения Народного Комиссариата танковой промышленности СССР в ведение Народного Комиссариата земледелия Казахской ССР. Так в степном поселке, нареченном егорьевцами Комсомольцем, родился новый мирный завод - его тезка. Впрочем, комсомольский завод «Комсомолец» уже к весне 1945 года республиканское начальство своевольно, никого не спросив, переименовало в Тогузакский механический завод имени 25-летия Казахской ССР. Почему «имени 25-летия Казахской ССР», понятно. В год Победы наша республика отмечала свой четвертьвековой юбилей.
А вот почему не Комсомольский, как следовало ожидать, а Тогузакский, точно не скажет никто. Самая распространенная версия – в столице имели весьма смутное представление как о Комсомольце, так и о расстоянии, отделявшем его от станции. Спущенные сверху документы в ту пору адресовались «механическому заводу при станции Тогузак» Но, справедливости раньше отметим, что Тогузакским называли 222-й и раньше. В том числе и сами работники 222-го. Вспомните хотя бы, что первому съезду рабочей молодежи Кустанайской области рапортовали «комсомольцы и молодежь Тогузакского завода».
Но станция Тогузак, если честно, заслужила, чтобы её имя носило крупнейшее промышленное предприятие района, входившее, кстати, в 60-х годах в тридцатку крупнейших предприятий Казахстана. Роль станции в жизни как завода № 222 , так и Тогузакского механического невозможно переоценить.
Свой день рождения рабочие Тогузакского механического отмечали аккурат накануне новогодних праздников. Мне довелось присутствовать на торжествах, посвященных 40-летию завода. Писать отчет о них. А в год 50-летия того прежнего, привычного, надежного, уверенного в себе Завода уже, собственно, и не было.
В первый день нового 2015 года нынче, будь все по старому, Тогузакскому
механическому заводу имени 25-летия Казахской ССР стукнуло бы 70.
Да «бы», как всегда, помешало…
Не забудешь такое никак
Не забудешь такое никак:
На морозе, в сугробах по пояс
Пацаны на костлявых плечах
Поднимали тебя, Комсомолец.
Примерзали ладони к станкам,
Но трудились все люди на совесть,
Чтоб сжигали на фронте врага
Огнемёты твои, Комсомолец.
На клочке этой древней земли,
Обустроив её и освоясь,
Свою Родину мы обрели
И назвали её Комсомолец!
Больше десяти лет наш поселок, по сути, был безымянным. С основания до 1942 года величали его кто во что горазд. Чаще всего неофициально -УОЗзом, реже – Утепом, зерносовхозом; официально- центральной усадьбой учебно-опытного, потом Кустанайского совхоза. Зато коллектив 222-го, не успев как следует на новом месте обжиться, обустроиться, тут же решил увековечить свое временное пребывание здесь. В феврале 1942 года наверх пошла бумага о том, что «дирекция завода № 222 входит в ходатайство об организации рабочего поселка на базе центральной усадьбы Кустанайского зерносовхоза под названием «Комсомолец». Выбор названия понятен, хотя с 222-ым, как мы знаем, к нам приехали не только с Егорьевского станкостроительного завода «Комсомолец», но и с Люберецкого завода сельскохозяйственных машин имени Ухтомского. Но егорьевских было больше, не только люберецких, но и всего местного населения. Это и решило дело.
К окончанию войны егорьевских в Комсомольце почти не осталось. А звучное, юное, молодежное название прижилось. Жили мы с ним до 1997 года. И мне до сих пор не очень понятно, почему геройски трудившимся и сражавшимся орденоносным старикам так и не удалось отстоять название, делавшее не только завод, но и весь поселок одним большим памятником великой эпохе. Да они и не очень, если честно, старались. Но об этом подробнее, кому интересно, в опубликованном «С-К» несколько лет тому назад материале «Последний защитник Комсомольца».
Егорьевский менталитет
Не мной замечено. Комсомольцу, комсомольчанам, как рядовым гражданам, так и лидерам всегда были присуще стремление всех переплюнуть, жить лучше, интересней, разнообразней, чем другие. Чем-то постоянно удивлять мир. Теперь понятно, откуда всё. Старожилы в значительной своей части были московскими, столичными, понтовыми, центровыми. Не только по происхождению, но и по духу. Ведь и УОЗу, по большому счету, мы обязаны москвичам, столичным выдумщикам.
Считается, что побратим наш военной поры - Егорьевск (раньше с. Высокое) назван так в честь Святого Егория, то есть Георгия Победоносца. Однако, как утверждает Википедия, «существует и другая версия, из области народных преданий, которая может служить иллюстрацией к менталитету жителей. В Высоком сходились когда-то границы трёх княжеств — Московского, Рязанского и Владимирского. За данью в село наведывались из каждого. Жители сумели якобы «объегорить» всех и не платили никому, заявляя сборщикам, что у них уже всё забрали предыдущие посетители».
Считай, что притча
Всего около трех лет «квартировал» в наших краях завод № 222. А след от себя оставил на десятилетия. С ним к нам пришел сам Его Советское Величество – рабочий класс. Гегемон прежнего социалистического общества. Бывший на голову выше, развитей, сознательней местного подневольного крестьянства.
Наследник 222-го – Тогузакский механический завод имени 25-летия почти полвека достойно представлял у нас великую индустриальную, промышленную державу, являясь неотъемлемой частичкой её.
После отъезда егорьевцев на оставшемся после 222-го заводе, день ото дня, год от года прибавлялось местных жителей. Для тех из и них, кто жил в Утепе или в ауле, как чаще называли юго-восточную окраину Комсомольца, в тогдашние злые, снежные, буранные зимы добраться до завода, не рискуя заблудиться, было непросто. Не раз бывало, шли на завод, а попадали чуть ли не в Голощекино, Селекционное или даже в Тогузак. Ничего не оставалось, как протянуть проволоку от аула к заводу.
Реальный факт тех далеких дней воспринимается сегодня, как метафора, а то и притча, не правда ли?
Автор: Владимир Максименко
Дата: 2014-10-29
Просмотров: 1473
Последнее фото
16 октября 2017 года...
Фотогалерею фронтовиков района смотрите в разделе «Просто фото»
Голосование
Как вы относитесь к намерениям властей переименовать улицы с советскими названиями?