Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Родился в Бускуле. Прославился в Ингушетии

В Чечне и Ингушетии 23 февраля мужчин не поздравляют. Для вайнахов это не День защитника Отечества, а день траура и скорби. 23 февраля  1944 года по воле Сталина началась печальной памяти депортация горцев с родных мест. Операцией, в которой было задействовано до 100 тысяч солдат и офицеров Красной Армии, руководил лично нарком внутренних дел СССР Л. Берия.  По официальным данным было отправлено 180 эшелонов с общим количеством переселяемых 493 269 человек. Эшелоны следовали в Среднюю Азию и Казахстан. Не миновали они и Костанайщину.
             В марте 1944 года в Кустанайскую область10840 семей чеченцев и   ингушей, всего 45275 человек. Постановлением Совнаркома для них устанавливался особый режим и ограничение в месте проживания и передвижения по области и районам, который контролировался органами НКВД. Прибывшие были расселены в шестнадцати районах нашей области. Большую часть спецпереселенцев приняли Тарановский, Федоровский, Орджоникидзевский, Семиозерный и наш Карабалыкский район. И принимали кавказцев отнюдь не с распростертыми объятиями. Без них у населения, обескровленного войной, хватало дело и забот. Да и само общение с ними было, что называется, чревато. Ведь пропаганда  зачастую преподносила ни в чем не повинных людей чуть ли не пособниками гитлеровцев. Мол, если Сталин так поступил, то было за что.
            Среди спецпереселенцев, отправленных в наш район,  оказались и представители
знаменитого ингушского рода Мальсаговых. Причем,   знаменитого не только в ингушской, но и в российской истории. Среди Мальсаговых и генерал царской армии
 С. Т. Мальсагов, и основоположник ингушской грамматики, классик ингушской литературы 3. К. Мальсагов и замечательный специалист сельского хозяйству А. А. Мальсагов, и многие другие достойные люди, главной отличительной чертой которых, как отмечают ингушские источники, можно считать верность фамильной чести, преданность своему роду, своему народу. И у каждого из Мальсаговых - своя яркая, неповторимая жизнь. Своя судьба.
            К примеру, четверо из них : Алаудин Мальсагов, Ахмет Мальсагов, Идрис Мальсагов,  Магомет  Мальсагов,  Туган Мальсагов в годы Великой Отечественной войны представлялись к званию Героя Советского Союза. Причем, Ахмет Мальсагов – дважды, и дважды вычеркивался из наградных списков лично Сталиным, который, кажется, был не прочь вообще  вычеркнуть ингушей из братской семьи народов СССР.
            Не уронил чести своей фамилии и Магомед Сафарбекович Мальсагов, родившийся 11 июля 1957 года в Бускуле в семье Сафарбека Гармихановича и Хавы Раасиевны Мальсаговых. «Доктор экономических наук, профессор, делегат Международной гуманитарной миссии, исполнительный директор МИД РФ по Северному Кавказу, меценат, «Друг библиотеки». Награжден орденом «За заслуги» РИ (2005 г.)» - вот  титулы и звания уроженца нашего района из  «Календаря знаменательных дат Республики Ингушетии».           
            К сожалению, мы почти ничего не знаем  ни о родителях Магомеда Сафарбековича,  ни о том, как том, как жилось Мальсаговым в Бускуле. В Интернете нашлись лишь вот эти строки:  «Его отец Мальсагов Сафарбек Гармиханович (1917-1976) - крупный руководитель-хозяйственник, участник Великой Отечественной войны. В 1944-1957 годах, являясь директором заготовительной базы в Кустанайской области, спас от неминуемой смерти тысячи ингушей, чеченцев, балкарцев, немцев, евреев, карачаевцев, других представителей депортированных народов».
            Ну а по поводу « как жилось» приведу строки из некогда секретного обкомовского документа:  « В Боскульском сельпо Карабалыкского района выделенные спецконтингенту продфонды расхищались, а многие переселенцы продолжительное время не получали пайков и от недоедания становились нетрудоспособными».
             9 января 1957 года был отменен запрет на возвращение на родину для чеченцев и ингушей. Сразу после указа чуть ли не все они уволились с работы, распродали имущество и стали добиваться выезда к прежнему месту жительства. Потому уже летом  того же 1957 года власти были вынуждены временно приостановить возвращение чеченцев и ингушей на родину.             Мы не знаем точной даты возвращения домой Мальсаговых. Возможно, они были в числе первых. Зато знаем из его биографии, что  в 1976 году Магомед Мальсагов окончил Назрановский совхоз-техникум с отличием, в 1981 году - Горский сельскохозяйственный институт, также с отличием, в 1984 году – аспирантуру. Вскоре защитил диссертацию.
           

Прежде чем дать слово тем, кто непосредственно знал нашего земляка, общался с ним, - вот о чем. В 2007 году Магомед Сафарбекович, находясь в Астане, навестил Национальную академическую библиотеку РК и преподнес в дар Казахстану раритетные издания из своей личной библиотеки по истории Кавказа с древнейших времен. Тем самым фонды крупнейшей библиотеки нашей столицы пополнили 170 книг и 58 карт.

- Казахстан — это моя родина. Мой подарок — дань уважения к казахстанцам, проявившим высокое благородство души и гостеприимство в трудные для кавказских народов годы, - отметил Магомед Сафарбекович.
Ну а теперь предлагаю познакомиться со статьей И. Прокопенко, редактора Издательского центра «Эль-Фа» «О подвиге, о чести и о долге », опубликованной в  общенациональной газете Республики Ингушетии «Сердало» 23 мая 2007 года к 50-летию М.С. Мальсагова 23. Дается с незначительными сокращениями.

О ПОДВИГЕ, О ЧЕСТИ  И О ДОЛГЕ
…Люди, спустя время, отдают должное тем, кого при жизни, вероятно, считают чудаками, не похожими на большинство «народонаселения». Это потом мы скажем: «Подвижник!» (героически принявший на себя тяжелый труд или лишения, муки ради достижения высокой цели). Люди, совершающие ежедневный подвиг отречения от многих благ жизни, отдающие себя служению обществу, не считают свои поступки великими. Ведь это суть их миропонимания, они не мыслят себя с иными духовными потребностями и идеалами. Свою жизнь они считают обыкновенной. Вот уже и мы, погрязнувшие в себялюбии и эгоизме, воспринимаем дары Божьи в лице горстки подвижников как явление обязательное: ведь кто-то же должен для нас творить добро бескорыстно!
Считаю невероятным везением, что судьба подарила мне возможность познакомиться с таким человеком, разглядеть его в толпе желающих называться высоким словом.
Магомед Сафарбекович Мальсагов в 1996 году принес в Издатель¬ский центр «Эль-Фа» Республиканского полиграфкомбината г. Наль¬чика для переиздания книгу своего близкого родственника Созерко Мальсагова «Адские острова». Как выяснилось, это была первая книга в задуманном и успешно реализованном им в течение нескольких лет проекте по возрождению духовных ценностей ингушского народа (было выпущено 37 научных, художественных, религиозных и других видов изданий).
Большая их часть была оплачена самим Магомедом Сафарбековичем, оставшиеся книги профинансировали его двоюродные братья: Ахмет Иссаевич Мальсагов, бывший председатель Правительства РИ; Мухарбек Мурцал-Магомедович Мальсагов, генеральный директор нефтяной компании «Лукойл-Сочи»; Абукар Бисолт-Мулла-Магомедович Мальсагов, президент корпорации «Мальтес». Тиражи составляли от 1000 до 10000 экз. Главное условие этого проекта - бесплатное распространение литературы. В рамках этой же акции в настоящее время выходит в свет первая книга из двух - «Наследие Таргима», автором-составителем которых является сам Магомед Сафарбекович Мальсагов.
Северный Кавказ, богатый именитыми родами, «соревнующимися» друг с другом по численности, родовитости, общественной значимости не только в своих республиках, но и в стране, трудно удивить всеми перечисленными достоинствами. Но человек, взявший в руки названный двухтомник, не сможет не признать тот редкий, можно сказать, генетически заложенный в тейпе Мальсаговых Божий дар, выразившийся в разного рода талантах его представителей, их пользе для общества.
Магомед Мальсагов - человек с необыкновенной энергией, неутолимой жаждой познания. Его душа никогда не бывает в состоянии покоя, поэтому и жизненные цели и принципы высоки. Однако одухотворенность сопряжена с реальностью, в которой ежедневно присутствует умственный и физический труд. Специалист в области сельского хозяйства, стал кандидатом экономических наук, затем доктором гуманитарных наук Гамбургского университета, профессором, изучает языки, много лет занимается сбором исторических сведений и документов о своих предках.
Чтобы понять, откуда такое многоумение и не поверхностное ли это отношение к тому, чем занимается Магомед Сафарбекович, следует прочитать саму книгу.
Собственно, книгоиздание - это лишь небольшая часть деятельности героя этой газетной публикации. Важная сторона его жизни - религиозная и благотворительная деятельность. Девять мечетей на сегодняшний день построены в нескольких Северокавказских республиках на средства Магомеда Сафарбековича или же при его участии. Постоянную финансовую и материальную помощь он оказывает верующим других религий, помогая возводить и реставрировать православные храмы, культовые сооружения других конфессий. «Я прежде всего мусульманин, а потом ингуш, сын своей матери, отец и так далее. Но первое и главное для меня звание определяет цель и образ моей жизни, - так считает Магомед Мальсагов. - Я не пытаюсь изменить мир. Его изменят сами люди. Я пытаюсь научить отличать добро от безразличия, хороших людей от равнодушных, ибо равнодушие, ставшее характерной чертой нашего времени, таит истинную беду. От равнодушия до зла лишь один шаг. Не надо слабовидящего всю жизнь водить за руку. Помогите ему прозреть - это и будет добро».
Невозможно умолчать об одном личном наблюдении. За время моих встреч с Магомедом Сафарбековичем, бесед на разные жизненные темы сложилось впечатление, что образ отца, Сафарбека Гармихановича, рано ушедшего из жизни и оставившего главным помощником матери 17-летнего Магомеда, не просто присутствует постоянно рядом с ним, он является частью его личности, его «я». Сын в реальной жизни стал не просто физиологическим продолжением своего отца, он стал реальным продолжателем его духовной жизни, его планов и задумок. Несколько лет назад в нашей редакции появился большой красный альбом - семейная реликвия, который и стал началом жизнеописания рода Мальсаговых. Это были первые робкие шаги Сафарбека Гармихановича, которые продолжила уверенная «поступь» его старшего сына Магомеда по собиранию сведений о своем тейпе. Воспоминания Магомеда Сафарбековича о детстве - это всегда рассказы об отце, о том, что он говорил, как он поступал и какие принимал решения в сложных жизненных ситуациях. Казалось бы, обычное дело - вспоминать добрым словом своего отца. Но смотришь в глаза говорящего и понимаешь, что это глубоко личные откровения, самые дорогие и самые трепетные. Когда не только суть рассказываемого, но и весь облик, взволнованный и проникновенный голос собеседника, его жесты и слова, такие точные и метафоричные, подтверждают: все это - правда, без прикрас; важная не только для рассказчика, но и для меня - слушателя, потому что помогает осознать уже известные, затвержденные истины. Хочется стать лучше, добрее и умнее - подобно тому, о ком идет речь!.. И в этот момент понимаешь, почему для моего собеседника отец - часть его личности.
С 2000 года в Ингушетии налажена полноценная гуманитарная помощь нуждающимся. Это стало возможным после того, как в республику была переведена миссия Международного Комитета Красного Креста. Как можно догадаться, этому способствовал М. С. Мальсагов, построив на свои средства гуманитарную базу и передав ее в эксплуатацию этой организации. В настоящее время база успешно функционирует, получает высокую оценку по объему и качеству работы, а также по технической оснащенности и ее содержанию. «Лучшая в мире с 2000 года», - таково единодушное мнение комиссии ООН, Международной гуманитарной Миссии, Международного Комитета Красного Креста.
Э. Б. Шаков, директор Республиканского полиграфкомбината г. Нальчика, говорит: «Магомед Мальсагов - частый и желанный гость и партнер на нашем предприятии. Его заказы - это своеобразный реестр благотворительной деятельности в непрерывном развитии. Картонные упаковки для новогодних подарков детям, издание Корана на русском, арабском, ингушском языках, календари, книги... Каждый наш работник знает его в лицо, для каждого он найдет доброе слово и поинтересуется о близких, многим оказывает различную помощь: материальную, советом или делом. Считаю, что у человека истинных друзей не может быть много, но я в его лице приобрел искреннего и преданного друга и одновременно партнера. В наше время это является редкостью и характеризует Магомеда как высокопорядочного человека. Относительно его неподдельного интереса к собиранию сведений о своем роде приведу слова, сказанные о таких, как он, кабардинским поэтом Зубером Тхагазитовым в стихотворении «Живу»:
Что мне за дело до того,
            Что было до меня на свете?
            И все же тайны существо
            И чувства ураганный ветер,
            Высокой думы благодать,
            Слова, что в час
            восторга шепчем,
            Я так хотел бы разгадать
            И в души заглянуть ушедшим!
Магомеду Сафарбековичу Мальсагову скоро исполнится пятьдесят лет. Наверное, то доброе, что на сегодняшний день сделано им для людей, хватит не на одну жизнь. Но в планах у него значится еще очень многое. У читателя возникает вопрос: на какие средства М. С. Мальсагов все это делает? Ответ простой: здесь находят применение все его знания и умения, - от сельскохозяйственной сферы с крестьянским хозяйством до реализованных и успешно работающих бизнес-проектов в промышленности.
«Мой день расписан по минутам, а перспективный план я составляю на год вперед. Может показаться, что в жизни мне все удается с легкостью. Это не так. Я обыкновенный человек, в моей жизни, как и у любого, случаются горе и радость, поражения и победы. Не надо жаловаться и отчаиваться. В этой жизни все преходяще. А душа человека нетленна. Думайте о ней. Будьте благодарны и помните своих учителей, тех, кто помогал вам и наставлял на путь истинный. В моей жизни достаточно таких людей. Но главным считаю Святого Камил Устаза Киши-Хаджи, который принес моим предкам, а значит, и мне ислам. Мой жизненный девиз: «Работа - для себя и для семьи, гуманитарная и благотворительная деятельность для народа, нуждающегося в помощи независимо от национальности и вероисповедания. Я делал и продолжаю делать для людей все, что могу. Пусть другие сделают больше».
Это жизненное кредо героя нашего очерка продолжает известное высказывание французского естествоиспытателя Т. Фабра: «В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума».
--------
На фото из «Казахстанской правды»: Магомед Сафарбекович Мальсагов (справа) в  Национальной академической библиотеке РК

            ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. О ВОЛЕЙБОЛЕ и СУЛЕЙМАНЕ АРСЕЛЬГОВЕ

Закончил статью,  можно – и  «в печать». Но что-то явно мешало сделать это. Каждому пишущему знакомо такое ощущение. Стал разбираться.
Оказалось, фамилия «Мальсагов» уже была в моей памяти задолго до того, как сел за статью. И почему-то жила она там в тесной связке с другой ингушской фамилией – Арсельгов.
Вспомнил, всё вспомнил! Именно эти две фамилии называл незабвенный Владимир Иванович Литуновский, один из патриархов Кустанайского спорта, в числе волейболистов середины 40-х начала 50-х годов прошлого века, входивших в состав сборной области. А большую часть той сборной составляли как раз спортсмены нашего района. Владимира Ивановича, увы, давно нет, наши записи где-то затерялись. Так что уточнить, играл ли в волейбол за район, область отец Магомеда Сафарбековича нет никакой возможности…
Отыскался в Интернете и след Арсельгова, Сулеймана Магометовича 1927 года рождения, ровесника Литуновского.  «Работая учителем в Карабалыкском районе Кустанайской области, Сулейман Магометович окончил Кустанайское педагогические училище (1952 г.) и Кустанайский учительский институт (1954г.) заочно», - говорится о нём. А это, между прочим, как раз те самые учебные заведения, в которых сначала учился, а потом работал В.И. Литуновский. Так что Сулейман Магометович Арсельгов вполне мог стоять у истоков волейбола Костанайщины.
Но и без того заслуг у него достаточно. Продолжаю цитату из книги Р. Албакова-Мяршхи «Во времени чернеет след…»
«В семнадцатилетнем возрасте со своим народом Сулейман попал в Казахстан. На плечи его сверстников легла непосильная ноша и ответственность за будущее близких людей. Он устроился прицепщиком на трактор, а в скором времени сам стал трактористом, и был им вплоть до конца войны.
            В 1949 году, зная его одаренность и смекалку, ему предложили преподавать в школе математику, но только математику.…Такие предметы, как история, география и литература учителям - спецпереселенцам преподавать было запрещено, они могли исказить революционные идеи «отца всех народов» и навредить подрастающему поколению. Но Сулейман с удовольствием и присущим ему энтузиазмом взялся за работу.
            Обучая детей, он повышал и свои знания.
            Его приняли в комсомол, но и в комсомоле ему было отведено «особое» место… Поселок был отдаленным, 24 км от района, а все самые интересные мероприятия и собрания проходили в районе. Комендант поселка высаживал его из машины, когда комсомольцы ехали в район, и сурово выговаривал: «Запрещено, ты – спецпереселенец».
            …Вернувшись на Кавказ в 1957г., уже через месяц он приступил к работе инспектора школ в Назрановском районе.
            В эти трудные дни и годы для нашего народа, годы возвращения и очередного выживания, выживания культуры и, прежде всего, образования, Сулейман Арсельгов, работая заведующим районо, построил ряд школ хозяйственным способом в селах: Гамурзиево, Яндаре, Насыр-Корт, Экажево, Гази-Юрт и пристройку на 240 мест к Назрановской СШ №2. Это были годы кропотливого труда, бессонных ночей, борьба с бюрократическими «препонами», но это была благородная и благодарная работа, за которую не жаль было отдать последние силы.
            - Если дети будут грамотными и образованными, будущее будет светлым, – говорит Сулейман Арсельгов.
            Кипучая энергия и неутомимый талант, даже после назначения пенсии в 1987 году, не дают уйти в «отставку».
            До 1994 года работает директором Назрановской СШ №2, одновременно по совместительству – председателем Назрановского райкома профсоюза работников просвещения.
            Сулейман Магометович награжден «Орденом за заслуги», знаками Отличия народного просвещения РСФСР и СССР, многими почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР. Ему присвоено звание «Заслуженный учитель» РИ».

Вот теперь, пожалуй, можно и «в печать»! Чтобы знали и помнили, с кем нас свела судьба в лихие годы.

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2014-02-17

Просмотров: 2403