Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Машина времени навещала Тогузак!

 

           В Тогузаке побывала машина времени. И путешествовал не ней  ни кто иной, как фотокорреспондент газеты «Костанайские новости» Сергей Миронов. Иначе чем объяснить тот факт, что фотография столетней давности на сайте  images.yandex.kz подписана этим, далеко ещё не древним человеком? Заказал где-то по своим каналам путешествие во времени, слетал, сфоткал, и – восвояси! Ушлый парень, однако!

Вот только  чем объяснить другой не менее очевидный факт. В моем архиве давным-давно находится точно такая же фотография, а в паре с ней и ещё одна. На ней, вероятно, главные виновники события имевшего быть сто лет тому назад, а именно -открытия железнодорожного моста через реку Тогузак в районе Веренского брода.
Река, как видим, подо льдом. Следовательно, названное событие имело быть зимой, если точнее в конце 1913 года, под самую елочку.  Вон, оказывается, откуда ноги растут у известной  строительной традиции – сдавать новые объекты в конце года!  Правда, никаких красных ленточек в ту пору не разрезалось.
На мосту – кажущиеся игрушечными  пять паровозиков. Нашлепка на мосту снизу, похожая на тарелку НЛО, специальная люлечка, в которой сидят авторы и непосредственные исполнители проекта. Не выдержит тяжести состава мост, и, прости, прощай, ребятушки техники, инженеры с прорабами. Обошлось! И по сей день обходится.  112 метров ажурных конструкций моста, держащихся только на заклепках, безо всякой сварки, и сегодня смотрятся как новенькие.
Вот как, со слов Бертрана Рубинштейна, 33 с лишним года возглавлявшего Кустанайское отделение дороги,  описывает историю публикуемых фотографий, а заодно и всю эпопею с мостом через Тогузак, старший коллега С. Миронова по цеху, признанная костанайская акула (или всё же признанный акула?) пера Владимир Катков:
– Так тогда сдавали мост в эксплуатацию, – поясняет Бертран Иосифович. – Под мостом стоят строители и проектировщики, которые собственными жизнями гарантируют высокую надежность сооружения. Как сегодня выясняется, строили на века. Какие тогда были поезда? Игрушечный паровозик да пять двухосных вагончиков. В мою бытность НОДом по этому мосту проходило по 24 пары поездов, каждый весом в 9 тысяч тонн. Мы, конечно, под мостом не стояли – у нас уже были мостоиспытательные станции, которые неизменно отмечали отличное здоровье конструкций.Оригинал той фотографии я подарил Нигматжану Исингарину. А отыскали ее для отделенческого музея в архиве Великой Октябрьской революции в Ленинграде. Заодно нашли и любопытные документы по строительству дороги на Кустанай. Например, вокзалы в Троицке и Кустанае должны были иметь иконостасы, все остальные вокзалы – иконы. Диваны и стулья – дубовые. Обязательно – кипяток для пассажиров. Единица измерения грузооборота – пудо-верста…
Под строительство железной дороги Троицк – Кустанай протяженностью 162 километра был выпущен 4,5-процентный гарантированный правительством России облигационный заем на 29 миллионов рублей. Финансировали строительство Русско-Азиатский банк, Русский торгово-промышленный банк, а также лондонский банкирский дом «КРИСП». В концессионерах общества троицко-кустанайской железной дороги состояли известный банкир и промышленник А. Путилов, представитель Сибирского торгового банка М. Соловейчик и инженер Н. Денисов. Свои денежные вклады внесли кустанайские купцы, давно мечтавшие получить железнодорожный выход на Урал. Газета «Кустанайское степное хозяйство» в апреле 1914 года писала: «С проведением железнодорожной линии до Кустаная наш степной рынок неизбежно вовлечен будет в водоворот мировой торговли, и не только изменятся его условия, но и увеличится емкость». Не обошел вниманием стройку Владимир Ленин: «Русская буржуазия предпринимает гигантские постройки железных дорог в свои колонии, создавая себе там рынок, неся в молодую страну прелести буржуазных порядков, выращивая с особенной быстротой и там промышленную и земледельческую буржуазию и бросая массу производителей в ряд вечно голодного безработного люда».
Нынче мосту не то, что давече. Из 24 пар поездов осталось, если верить Интернету  три с половиной (в оригинале 7 поездов). Зато один из них фирменный! На них из Тогузака без пересадок можно доехать до одного казахстанского города, нашего славного Костаная, и почти до  80 городов российских: от  Троицка до Москвы с Самарой и Санкт Петербурга. Трижды в неделю курсирует и электричка Костанай – Троицк.
А вот расписания движения машины времени на  вокзале в Тогузаке нет. Кому интересно, спросите о том у Миронова, Каткова или Рубинштейна, Может, они что о том знают.

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2013-12-26

Просмотров: 1988