Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Қан сонар - по горячему следу

Во вступлении к своей книге А. Сейдимбек красиво сравнивает ученого –исследователя, «осмысливающего истоки духовности народа»,  с охотником по сонару, то есть по снегу различной свежести. «Как и сонар, духовность народа можно разделить на три категории: длинный, короткий и горячий пути» (с. 3). А «истины можно добиться только тогда, когда прошлое, настоящее и будущее сумеют воплотиться как целостное явление» (с.4). Причем самим  Сейдимбеком, похоже, наиболее любимы самые сложные, самые интересные, самые увлекательные для настоящего охотника виды «охоты» – «yзак сонар». Ограничься писатель ими, уйди от националистической риторики, книга бы только выиграла.
Особо выделю страницы, посвященные традициям, обычаям, сказаниям и легендам казахов, интересны, познавательны. Читаются они легко, порой - на одном дыхании. Как-то возражать, перечить в чём-то автору попросту глупо. Мои и его познания  здесь несоизмеримы. Порою кажется, что  автору так милы преданья старины глубокой, что он, будь это в его силах, был бы  не прочь повернуть время вспять. Вернуть кочевой образ  с его экономической основой – скотоводством и полной гармонией человека и природы. Что и рассмотрим подробнее. Тем более, что вокруг настоящего и будущего исконной для казахов отрасли в обществе разгораются нешуточные споры. В ряде своих материалов касалась этой темы и «С-К»*. 
Отмечая, во-первых, что «животноводство в современном Казахстане окончательно захирело», а во-вторых, что в казахской степи могут существовать только те виды животных, что прошли «естественный отбор на всем протяжении кочевой жизни» (с. 544),   г. Сейдимбек выступает тоже за импорт скота. Но не из Европы, Австралии и Америки, а  из Китая и Монголии, а заодно - и  за возвращение отрасли на  кочевое содержание.
Цитируем, цитируем, цитируем…
«Обычаи кочевой жизни – это не достоинство казахского народа и не его порок. Кочевой образ жизни казахского народа – установившаяся необходимость существования в данной экосистеме.  Насильственное закрепление народа на земле, расчленение единого народа по административно-территориальным единицам, районам, акиматам, подчинение его ступенчатому иерархическому правлению было очень выгодно для тоталитарной колониальной системы.  Такая насильственная система в первую очередь ударила по животноводству, а потом нанесла ущерб и менталитету казахского народа… »
«Для того, чтобы улучшить жизнь людей, поднять уровень их благосостояния, нужно, в первую очередь  подчинить животноводство ритму кочевого образа жизни, что поможет сохранить биологическое здоровье народа… Если бы скотоводам, нашим братьям, приехавшим из Монголии и Китая, предоставили соответствующие условия, они многому научили бы нас в сфере применения традиционных правил ухода за скотом в условия кочевого образа жизни. Кочевой образ жизни оказывает благотворное влияние только на высокопродуктивное животноводство, которое стало бы сущностью национального быта, крепкой основой традиционной народной культуры» (сс. 544-545).
Вот только, пока А. Сейдимбек объясняется в сослагательном наклонении: «бы» да «кабы», в степи всё прибавляется и прибавляется диковинной заморской скотинки…
Не видит, не знает того писатель - этнограф? Все он прекрасно знает. Легко читает «кан сонар», кровавый снег, горячий след.
Цитируем, цитируем, цитируем…
«… Национальное богатство через приватизацию народной собственности легко переходит в руки банков и корпораций. Они наводнили нашу страну, как черви после дождя. Удивляет, приводит в недоумение народ то, что владельцами государственной собственности, идущей с молотка за бесценок, становятся иностранные предприниматели, и их во много раз больше, чем деловых людей-соотечественников. Вся эта компания  очень легко может трансформироваться в транснациональный спекулятивный синдикат. Если такое свершится, то в будущем казахский народ обречен на беспросветное рабство, где о культуре не может быть и речи. В результате духовность исчезнет в течение жизни одного лишь поколения » (с. 545).
Вот так! На  русском  это называется, из огня да в полымя
Ещё цитируем…
«Мы не можем подчинить рыночную экономику своим национальным особенностям, приспособить её к среде обитания, не можем организовать людей, объединить их, как того требует экосистема. Земля и имущество, некогда конфискованное коммунистическим режимом, оказалось не в общинном владении сельчан, где родовые традиции всегда предполагали пропорциональное деление и власти, и собственности. Земля и имущество оказались в руках «красной» номенклатуры, как своеобразный откуп за утерянную власть. Подавляющее же большинство людей, получив с десяток голов мелкого скота, еле-еле сводит концы с концами.
Даже советская власть не лишала казахов возможности жить совместным трудом… Хотя колхозный строй вызвал постепенное разрушение народной духовности, он все же сохранял принципы совместного хозяйствования. Только в результате общинной солидарности, несмотря на конфискацию имущества, страшный голод и людские потери, народ пришел в прежнее состояние. Начиная с шестидесятых годов система советского хозяйствования стала отторгать традиционные формы. В это время народ был переведен на денежную оплату труда, и этот денежный интерес способствовал полнейшей утрате к четырем видам скота. Таким образом, к девяностым годам появилось поколение людей, не имевших представление о том, как выглядит корова» (с. 549).
Трудно, плохо жили мы с вами, что и говорить, при советах…  Около ста  тысяч голов КРС на 52 совхозных отделениях. Плюс у каждого уважающего себя сельчанина, как минимум, коровка с теленком, пара свинок, несчитанное количество птицы во дворе. На каждом отделении – школа, клуб, баня. Дважды в сутки автобус в райцентр.
И насчёт «красной» номенклатуры - тоже правда. Только буренок из Америк и Австралий тащит не она…

            Как же быть казаху, а с ним и не казаху, если уж оказались в одной лодке? Куда податься? Опять – цитаты.
«Судьба будущего Казахстана зависит от ныне живущих казахов» (с. 350).
Следовательно, и судьба меня, не казаха, тоже зависит от них?
Но казахи и сами ещё перед выбором окончательного вектора: Запад или Восток. «Чем больше западная цивилизация утверждается в мире, тем сильнее закабаляет человека. Люди чувствуют, что в ней гнета и подчиненности больше, чем свободы и самостоятельности. Если жизнь на западе регулируется правом, то на востоке – обычаями, традициями… Чем шире Запад расправляет грудь, тем больше настораживается Восток» (с. 552).
Вот и выбирай…
Осталось поблагодарить Акселеу Сейдимбека за интересную книгу, которая помогла  лучше узнать казахов.
------
* «Как белоглинцы хотели помочь президенту», «Полная прозрачность», «Дарига Назарбаева: «Казахстан может обойтись без заморских буренок», «Валютный джут». Рекомендую также статью  В. Каткова «Скачки на коровах» в «Нашей газете».
Кстати, в статье «Валютный джут» мы назвали одного из тех, кто осчастливил наш край австралийками. Во время недавнего визита на ферму ТОО «Север Агро Н» областного акима были названы официальные потери – 100 голов. Каждая двадцать пятая голова. Треть миллиона баксов. И что же… «Процент падежа не превышен». И аким посоветовал «северянам» не «впадать в панику»

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2013-03-11

Просмотров: 1432

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Сан Сэич
Дата: 2013-03-17

Книга - слабенький закос на труды ЛН. Гумилева. Из шести глав, читабельные лишь две - четвертая и пятая:  традиции, быт, творчество, промысел.  Определение терминов довольно размытое. Что такое этнос и культура? Также почему и кого стоит называть казахами? Все это осталось за полями книги, а ведь это ключевые понятия, на которых он строит свою работу. Впечатление, что Сейдимбеков считает всех кочевников, когда либо проходивших по степям Казахстана, за казахов. Они у него и в Древнем Египте, и в Библии, и у шумеров втречаются - все без сылок на источники разумеется. История казахского народа исчисляется тысячалетиями! Тому, якобыесть письменные подтверждения. Но, спрашивается, где они? 

С исторической точки зрения книга крайне богата на выдумки и даже в определенной степени вредна. Много сылок на Гумилева, но ни слова о том, что Лев Николаевич писал, что еще до освоения Сибири Ермаком там проживали те, кого мы сегодня называем русскими; что и в Степи кочевали различные племенами, представители разных народов.

Можно лишь согласиться с В.И. в том, что автор сильно отклоняется в неведомые ему дебри и без курсива здесь не разберешься - ну очень уж <i>интересная книга</i>. В общем есть другие, достойные представители казахской прозына которых не жаль потерять времени.

P.S. А что коровки считать научились или у фермеров свой подчет ? Ровно сто голов и ни чьей головой больше?! :)

Комментарий добавил: Боб
Дата: 2013-03-24

Кому не хватает отборной исторической альтернативщиныможет почитать еще одного евразийца - Рустана Рахманалиева "Империя тюрков. Великая цивилизация". Автор нескрывая пишет о необходимости переписать историю, чем и занимается в книге. У него вообще Гумилев переписан главами, склеиные между собой особым образом. Все тюрки по нему должны объединиться под флагом Турции, так как кто-то должен управлять немного немало этим миром.

Что и говорить, если за историю берутся все кому не лень. Вон и Григорий Чхартишвили (Борис Акунин) пописывает свою историю государства российского.