Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Причины бед и рецепты их преодоления
О книге А. Сейдимбека «Мир казахов»

            Интересная книга вышла полтора года тому назад в астанинском издательстве «Foliant». Несмотря на цену, с удовольствием приобрел бы и поставил её на свою полку. Только в  магазинах её нет, да и книжных магазинов, в  советском понимании, в поселке нет. Так что придется довольствоваться библиотекой, благо  здесь за книгой Акселеу Сейдимбека.  «Мир казахов. Этнокультурологическое переосмысление » никакой очереди. Я первый из читателей, кто взял её в руки
            Всем хороша была бы книга, если бы не её антиколониальная, антисоветская, а порой и антирусская риторика. Автор неустанно, из главы в главу  повторяет: 300-летняя колонизация  нанесла непоправимый вред развитию национальной казахской государственности, культуры, «природной духовности» казахов.  И «самое страшное преступление было совершено в двадцатом веке в государстве-империи, называемом СССР. Оно не сравнится даже с двумя кровопролитными войнами при жизни одного поколения» (с. 536).
            Вот основные «предъявы» А Сейдимбека царской России, советскому государству.
            1. «Во время колониального господства России… казахи подверглись духовной ассимиляции, лишились самобытной культуры».
            2. Больше половины искони казахской земли «от Алтая до Тона (Дона) остались под властью России». Русский город Тула, оказывается, был назван так в честь матери хана Жанибека – Туллы. «Волга (Едиль) была исконно казахской рекой».  «Захваченные Россией и присвоенные  ею казахские земли и водные бассейны и сегодня сохранили в первозданной чистоте свои названия: Хаджытархан (Астрахань), Сарытау (Саратов). Селебе (Челябинск), Когран (Курган), Томен (Тюмень), Боранауыл (Барнаул), Ащылы (Ачинск), Байкол (Байкал), Енисай (Енисей), Ангар (Ангара)… »
            3.  «В 1926-1930 годах был насильственно изменен, а то и просто уничтожен хозяйственно-культурный тип казахского народа… в 1931-1932 годах из 7 миллионов казахов остались в живых только 3 миллиона. 1, 5 миллиона вынуждены были спасаться за пределами «счастливой родины. Если бы не было этой трагедии, то в конце ХХ века численность казахов достигла бы 30 миллионов человек.  Сейчас во всем мире их число приблизилось к 10 миллионам…. Российская империя виновна в уничтожении в ХХ веке  20 миллионов казахов. Вакуум, образовавшийся в казахской степи, заполняли славяне. В результате получилось так, что в собственной стране казахи стали в меньшинстве».
            4. «Казахская государственность в 1822 году была насильственно уничтожена. С этого момента самые одаренные сыновья и дочери казахского народа перестали умирать насильственной смертью. Их безжалостно  и регулярно уничтожали»
            5. «Часть казахского народа вынуждена была эмигрировать за рубеж в 32 страны. Число эмигрантов-казахов в конце ХХ века составляет 4 миллиона человек».
            6. «Казахская степь оказалась на пороге экологических катаклизмов… крайне невежественное вмешательство в естественные взаимоотношения человека и природы.., а также более 500 взрывов атомных и водородных бомб – лишь самые вопиющие факты варварского отношения имперских чиновников к национальному достоянию казахского народа, к его родной земле. В результате экоцида генофонд казахского народа оказался под угрозой, а сам народ обречен на вымирание…»
            7. Почти полностью вся система казахстанской промышленности… и общественной инфраструктуры находилась в зависимости от России… скорее всего это связано с биопсихологическим менталитетом русских, которые никому не доверяют» (сс.535-536).
            Своеобразно видится автором и будущее страны, её окончательное избавление от колониального наследства. Задача задач, по мнению А. Сейдимбека, «собрать всех казахов, проживающих на планете, и обустроить их на родине предков, в Казахстане». Кстати, не только живых, но и мертвых. Из последних, впрочем, только, «великих дочерей и сыновей казахского народа»: от Аль-Фараби до Оспан-батыра. «Это единственный путь спасения», - неоднократно подчеркивает автор. И инициатором объедения казахов всего мира «должен выступить Казахстан и его правительство во главе с Президентом страны».  И далее: «Если сегодня  казахи не объединятся, не станут истинными хозяевами своей земли, не успеют установить свой суверенитет на международной арене, то завтра нагрянут  темные силы внешних поработителей. И тогда процесс будет иметь необратимые последствия» (с. 546).
             «В качестве одной из действенных мер с целью привлечения зарубежных специалистов-казахов можно предложить выделение в строящихся домах квартир для них… Специалистам сельского хозяйства, казахам, следует не только выделять жилье, но и представлять фермерские комплексы…  А если мы заставим прибывших братьев мыкаться в поисках работы и условий для жилья, то отдадим их в руки ещё не уничтоженной колониальной системы». 
            При построении государства всех казахов А. Сейдимбек также настоятельно советует «не подражать России», «не обольщаться опытом Америки», «не брать пример и опыт стран Европы», «не стоит говорить и о подражании арабским странам с их средневековым мистическим фанатизмом», а идти своим собственным путем, «опираясь на собственную историко-реалистическую реальность» (с. 545).
            Одной из таких реальностей является многонациальность Казахстана. Кроме казахов, сегодня в республике – сотня с лишним других наций и народностей, а не один только «этнос-захватчик».  Какое место отводится им в гипотетическом едином государстве казахов  господином Сейдимбеком? А никакого! Наиболее оптимальным, хотя и «маловероятным и неосуществимым», он считает вариант, когда «каждый этнос» вернется на свои исконные земли, где жили его предки» (с. 539). Хотя и маловероятно и неосуществимо, но почему бы не помечтать о том счастливом дне, когда казахи останутся на своей земле одни?
            В моих словах не нужно искать никакой иронии, никакой издевки. Сам, наверное, из мечтателей-утопистов, я искренне сочувствую мечтаниям и утопиям автора интересной книги «Мир казахов», хотя и не разделяю их. А вот  понимание Акселеу Сейдимбеком связей этноса и экосистемы очень близко моему. Но об этом в следующий раз.
            Фото с сайта газеты «Мегаполис»                                                                                           
                                                           (окончание следует)

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2013-02-25

Просмотров: 1603

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Ботагоз
Дата: 2013-02-26

Обыкновенный фашизм, или от Волги до Енисея — КазахЕя, моя КазахЕя..%D%A%D%A Читаю статью, а перед глазами кадры из документального фильма М. И. Ромма «Обыкновенный фашизм», представленный в 1965 году. Это был год празднования 20-ти летия Великой Победы над всемирным злом - нацизмом. «Что до содержания книги, жаль, что не все прочитали ее достаточно внимательно. Если бы все немцы вдумались как следует в содержание книги, пожалуй, судьба Германи могла бы стать иной» - звучит закадровый голос. И это только начало фильма... %D%A Нет, Сейдимбека не читал, но осуждаю. С меня хватит и оригинала, написанного ефрейтором и неудавшимся художником, ставшим в последствии Фюрером Третьего Рейха. В своей книге он тоже предлагал простые решения непростых проблем: собрать своих расово чистых соплеменников в кучу, других уничтожить, третьих покорить. Последствия, надеюсь, еще всем известны... Ну да будет, к нашим баранам.%D%A Сравнивать обе книги между собой — делать Сейдимбеку комплимент. Такие ретивые нацисты берут числом, а не качеством, пытаясь пописывать, заимствовая главные идеи фашизма. А всего то стоит заменить слова «этнический» на «расовый», «этнокультурологическое переосмысление» на «жизненное пространство» и все встает на свои места, а «интересная книга» выглядит дешевым плагиатом. Пройдусь по пунктам «предъяв»:%DЎ. Вхождение жузов в состав Российской империи было добровольном актом. Касаемо понятия нации «казах» оно, как и «русский» появилось только после революции 1917-го года. Понятно, что говорить о самобытной культуре «казахов», как о некой нации, не приходится. Родо-племенное деление не давало возможности для объединения под началом одного из родов , также как и междуусобица и набеги извне.%Dў. Что до лингвистических изысков, то эти названия еще не говорят об исконной принадлежности территорий. На европейских картах 17-18-ых веков Волга в скобках указана как Rha/Ра. Значит ли это, что там жили древние египтяне, исповедовавшие культ солнцеподобного Ра?%DЈ. Менделеев тоже писал, что количество населения России должно вырасти до 300 миллионов к концу века. И где они эти бумажные люди? Что до хозяйственного уклада, то он менялся везде в мире. Американский пастух-ковбой такая же редкость как и степной пастух-кочевник. Сколько найдется желающих вернуться к «привычному» образу жизни? %D¤. Гособразования по строго национальному признаку стали появляться после французской революции в 1789 году. К тому времени часть территории совр. Казахстана уже добровольно вошла в состав Российской империи. О какой «казахской государственности», тем более насильственно уничтоженной может идти речь?%DҐ. Эмигрировали, или вернее перекочевывали несогласные с новой политической обстановкой, не разделявшие идей советской власти о том, что использовать подневольный труд своих соплеменников и обогащаться за их счет не есть хорошо.%D¦. Народ обречен на вымирание, если в нем преобладают подобные Сейдимбеку идеи об этнической (читай расовой) чистоте. А благодаря техническим свершениям первый полет Человека к звездам неотрывно связан с казахской землей.%D§. Вот она отгадка загадочной русской души — комплекс недоверия! %D%A Что до «темных сил внешних поработителей», «единственного пути спасения», переселения в исконные места обитания, то даже писать не хочется. В свое время этим антинаучным бредом принудительно занимались специалисты из здравоохранения. Да и куда переселять прикажите? Там с одной стороны такие же незалежные доисторические укры, с другой обиженные властью потомки белых казаков, с третьей финны, еще воевавшие на стороне нацисткой Германии за Великую Финляндию, которая по их представлениям почему-то простиралась до Уральского хребта.%D%A Собственно не эти расово-этнические переосмысления подвигли меня к написанию комментария. Меня больше всего удручает соглашательская позиция автора статьи. Я бы даже сказал чудовищно потрясает. Пытаясь крайне вежливо, ненавязчиво подать суть прочитанного, он тем не менее не осуждает, а «искренне сочувствует мечтаниям и утопиям автора интересной книги » и желал бы поставить ее на свою полку. Хотя он потом и приписывает, что не разделяет его утопий, но как прикажете понимать фразу «искренне сочувствую»? Наверное также как и «очень близко моему» понимание связи этноса и экосистемы. И это пишет человек из первых уст слышавший об ужасах последствий расовой идеологии? Который родился в послевоенное время? Подобное «сочувствие» нацистским утопиям в свое время расценивалось как потворство врагам - коллаборационизм и каралось правосудием жестоко. Вы ведь это знаете?! «Никакой иронии, никакой издевки» - подобная позиция не может не вызывать хотя бы легкого недоумения. %D%A Прав, к сожалению, К. Г. Шахназаров показав уже в худ. фильме «Белый тигр», что дух нацизма до сих пор не искоренен. «Пока «Белый тигр» не уничтожен, война не закончится. Он выжидает. Двадцать лет или сто, но он обязательно появится вновь и нанесет удар.»%D%A%D%A P. S. Я не сомневаюсь, что в скором продолжении вы обязательно укажите мне на мое глубокое заблуждение в вашей позиции, неуместную интерпретацию мною ваших слов, и что ваш интерес к книге вызван не более чем как к наглядному пособию для «чайников», подпадающему под статью 164 Ук РК о «Возбуждении социальной, национальной, родовой или религиозной вражды» (до 10 лет несвободы), а вернее практическим применением этой книги в быту в качестве подпорки для полки шкафа или подставки для того же чайника.

Комментарий добавил: Annatan
Дата: 2013-03-07

Что требовать от автора книгикоторый называет 60 миллионов советских граждан от смешаных браков маргиналами-химерами, порицает европейский взгляд на Великую степь, но при этом почти исключительно приводит цитаты советских востоковедов не тюркского происхождения и который призывает выселить "русских оккупантов", но писавший и издававшийся на русском языке?