Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Мой предок – «запорізький козак» Тарас Бульба

            Мы все – почти что поголовно –
            Оттуда люди, от земли,
            И дальше деда родословной
            Не знаем, предки не вели…

            Всё правильно, Александр Трифонович!
По линии отца – мои скудные знания о предках действительно не распространяются далее деда и бабушки. Правда, по линии мамы – даже имена прадедушки и прабабушки знаю – Семён да Мария.
Не очень, признаюсь, и лез в свою родословную. Какая родословная может быть у крестьян-переселенцев, бежавших с родных краёв, чтобы не умереть с голода?

Мой прадед – Носуля Семён был с Полтавы.
            в лохмотьях одежка, в болячках душа
            Родную Украйну навеки оставил,
            столыпинский пряник отведать спеша.

            Он был землепашцем Семён – от Микулы
             его родословные корни пошли.
            Полмира земли его предки свернули
            Всё долю искали, да так не нашли.

До былинного Микулы Селяниновича, допустим, ещё  копать и копать. А вот до 15-17-х веков, похоже, уже докопался.
И помог мне в моих «раскопках» выдающийся историограф запорожского казачества Дмитрий Иванович Яворницкий. Приводимые ниже строки из его книги "Дніпрові пороги" («Днепровские пороги»), возможно, самое заметное, самое важное  моё открытие последних дней.
Привожу их в исконном виде - на неповторимом украинском: 
«За Татарськими островами йдуть одна за одною забори — Сінельнікова, Волощинова й Носулина, а за ними два острови Носулини. Люди давнього віку кажуть, що тут колись був один острів Носулин, а то його розмила якась весняна вода і тоді стало два Носулини острови. На тому острові жив колись запорізький козак Носуля, од якого й пішов острів Носулин. На Носулиних островах росте добра лоза, яку ріжуть на кошелі».
Не пра-пра-прапрадед ли тот «запорізький козак Носуля» самого дальнего из известных мне предков – Семёна Носули?
Возможно, так и оставил бы я этот вопрос риторическим, если бы не заглянул в «Реестр Войска Запорожского 1649 года». А там в списках Прилуцкого полка Носач Тимофей,  Носуленко Савъка,  Носуля Семенъ   и Носуля Хвєдор!
Кто помнит гоголевский  шедевр «Тарас Бульба», имеет представление, что собой представляли  запорожцы – буйная, неустрашимая «козацкая нация». «Русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность», - писал Николай Васильевич, откровенно любуясь сподвижниками сурового старого воина,  чубатыми «лыцарями» без страха и упрёка.
Все попытки исследователей отождествить полковника Бульбу   с тем или иным конкретным историческим лицом оказались безуспешными. Тарас Бульба – собирательный образ казацкого героя, олицетворяющий лучшие черты национального характера. А значит, обязательно и непременно присутствует  в том собирательном образе и «запорізький козак Носуля, од якого й пішов острів Носулин» на Днепре. От которого «пішов»  мой род-племя, наконец.
И опять же, поостерёгся бы я с таким заявлением, если бы, согласно того же «Реестра Войска Запорожского 1649 года», в списках чуть ли  не каждого из восьми  запорожских полков не значилась  фамилия моего отца, моя фамилия:  Максименко Клим, Максименко Ласко, Максименко Ониско, Максименко Симонъ, Максименко Гапонъ, Максименко Игнат, Максименко Леско, Максименко Стєцъко, Максименко Федоръ, Максименко Хвєдор, Максименко Юско,  Макъсименко Анъдрей, Макъсименко Касиянъ, Максименко - Семенъ да  Тишъко!!!
Выходит, я ошибался.  Вовсе не из забитых хлебопашцев с покорными выями в вековых хомутах, не из быдла были мои предки. Таким в Запорожской Сечи делать было нечего. В миг бы вытурили. И не в Полтаве наши корни – в Запорожье. Тем более, что гены  неукротимой  запорожской вольницы сполна проявили себя почти в каждом моём близком родиче. Были среди них и Андрии, и Остапы. Только бессловесных, покорных рабов не припомню.

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2012-11-24

Просмотров: 1442