Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Бородин был не один

            Это имя у меня на слуху с самого детства. Отец с матерью неоднократно вспоминали, как Андрей Михайлович Бородин, тогда ещё вовсе никакой  не первый, а начальник ветеринарного земельного управления Кустанайского областного земельного отдела, проще – главный ветеринар Костанайщины – однажды, а, может, и не однажды, ночевал у них. Правда, не помню, в Сулукольском или Москалёвском совхозах. Ведь отец, как и Бородин, был ветврачом, и мамина карьера начиналась на ферме.
- Запозднился, устал, вот и пригласили его к себе. Напоили, накормили и на лавке спать уложили. А утром уже чуть свет на ногах. Простой был мужик. Требовательный, справедливый.
Потом в кулуарах всяких - разных областных совещаний, первым, не чванясь, подходил к маме поздороваться, перекинуться парой слов о житье – бытье. Они были одного поля ягоды, одного крестьянского корня. И никакой Андрей Михайлович не уникум, как обзывают сейчас газеты. Таких, как он в Стране Советов были тысячи и тысячи, если не миллионы. На них, собственно, советская власть и держалась.
Впрочем, по теперешним меркам, конечно, уникум. Потому что жил не для себя. Не прятал за родичами прихваченные в приватизацию земельные участки, как теперешние бастыки, не гонялся, как они же, за учёными степенями и званиями. В буднях великих строек не до того было. Он и вуз окончил заочно, получив  диплом о высшем образовании в 39 лет! 
Накануне столетнего юбилея, по сообщениям СМИ, «в области на протяжении месяца шли праздничные мероприятия – выставки, конференции, круглые столы, итог которым был подведен на торжественном собрании в областной филармонии имени Е.Умурзакова».
При Бородине, точнее – от Бородина и до Князева - здесь, в тыльной части областного акимата, бывшего обкома партии,   размещался кабинет коммунистического политпросвещения. А среди участников торжеств было немало тех. кто при Бородине нес в массы идеи «всепобеждающего марксизма-ленинизма», что, впрочем, нее помешало им в Час хамелеона переметнуться в стан строителей капитализма.
Среди поздравительных телеграмм была и  телеграмма незабвенного Сергея Витальевича Кулагина, теперь сенатора. Он отметил, что «Бородин – это часть истории нашей области, и этот юбилей нужен не ему, а нам – молодому поколению, чтобы на его примере росли молодые кадры». Уж, конечно, не на его собственном …
А площадь Целинников? Во что превратил это детище Бородина предпоследний аким?
- Вам места что ли в Кустанае было мало?! – наверняка попрекнул бы своих преемников Андрей Михайлович. – Театр, банк на виду, а монумент –  на задворках
Апофеозом юбилейных торжеств  стала  установка мемориальной доски на  «доме 49 по улице Байтурсынова, где когда-то многие годы жил Андрей Михайлович», - ах, ах газеты. Ладно, писаки, но «известный костанайский историк», выпестованный Бородиным Петр Максимович Черныш, которому была «оказана честь» открыть ту доску, должен бы  знать и помнить, что в доме по улице Байтурсынова Дед никогда не жил. Он жил в доме по Советской. А как жил, Черныш сам же прекрасно описал в очерке «Эпоха Бородина».
Другое дело, что не только Советской в Кустанае, ставшем Костанаем, сегодня не осталось, но и всё советское сознательно и целенаправленно уничтожается, стирается из памяти людской. Если так дело пойдёт, то из улиц с советским названием вскоре только и останется улица Бородина, каковой стала в 2001 году улица 19 августа,  да генерала от «конвейера»… Неважная, прямо скажем, честь!
«На открытии выставки многие бывшие соратники Бородина выступили за то, чтобы в областном центре появился памятник этому человеку, выведшему Костанайскую область в одну из передовых во всем Советском Союзе»
- Это после того, как снесены памятники всем советским вождям, самому Ленину Владимиру Ильичу? – наверняка одернул бы таких «соратников» Андрей Михайлович, добавив бы в своём стиле ещё «пару ласковых».
Бородин был не один. Поминая добрым словом Андрея Михайловича, нельзя забывать подлинных его соратников, единомышленников, однопартийцев.  Потому что «единица ноль, единица вздор, один, даже важный самый, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный».  А тем более – область.
Говорим Бородин – подразумеваем Брежнев, «охаянный у сегодняшнего племени, как длинный скабрезный анекдот», рекордсмен-орденоносец Страны Советов. Ещё – Кунаев. Друзья, вожди,  наставники Бородина.  Без той дружбы, что связывала Бородина с Брежневым и Кунаевым , Костанайщина , а с ней и наш район, которым при Бородине, сменяя друг дружку, руководили три (!)  Героя соцтруда, на всесоюзном фоне .выглядели бы, вероятно, несколько иначе.
Как бы и кому не было бы это поперёк горла, всё, что сделано Бородиным, сделано не вопреки, а благодаря советской власти, «руководящей и направляющей силе» тех лет - Коммунистической партии Советского Союза. О чем или забыли, или предпочли стыдливо умолчать вдохновители и организаторы  юбилейных бородинских торжеств.

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2012-10-24

Просмотров: 864